Сегодня, как свидетельствует статистика, объемы расходов на культуру и искусство в расчете на одного жителя Украины составляют 14 гривен. А расходы на образование, для примера, составляют 1100 гривен на одного ученика в год. Иными словами, централизовано в регион поступает определенная сумма средств в соответствии с количеством жителей. Потом эти средства местные депутаты делят между заведениями культуры. Получается мизер...
Тернопольщина — одна из немногих областей, которая в середине 90-х не свела упорядочивание сети заведений культуры к их массовому закрытию. На протяжении прошлого десятилетия вынуждены были закрыть только около пятидесяти заведений культуры из-за невозможности содержания. Соседи тернопольчан — Ровенская и Волынская области — к примеру закрыли более 200 заведений каждая.
Прошли годы и теперь уже видим плоды этого торопливого «упорядочивания», ради экономии средств. В селах, с их старинными обычаями, со стремлением нести высокую мораль, чтобы не опозориться перед людьми, имеем сегодня алкоголизм, наркоманию, распущенность и что самое важное — большую апатию молодых людей что-то делать, совершенствоваться, расширять свой кругозор и общую культуру. Как быть, что делать, чтобы клубы, как им и предназначено, были центрами удовлетворения культурно-развлекательных потребностей сельских жителей?
Библиотечные, клубные заведения, в отличие от шоу-бизнеса, не могут работать в рыночных условиях без государственной поддержки. Они должны быть в каждом населенном пункте, другое дело, что сейчас содержание заведений культуры легло непосильным грузом на плечи сельских советов. А поступления в бюджет сельских советов на Тернопольщине незначительные. На востоке Украины ситуация иная — там за счет развития промышленности, малого бизнеса поступления в местный бюджет регулярные и большие. К тому же — там густонаселенные районы, а сеть клубных заведений меньше. На Тернопольщине сфера культуры финансируется из местного бюджета по остаточному принципу. Сельский председатель в первую очередь направляет средства на то, чтобы работали в селе школа, детсад, медпункт. А заведения культуры, мол, подождут. За последние тринадцать лет на их содержание из местных бюджетов не выделяется ни копейки. Ремонт, проводимый заведующими клубами или библиотеками, удается сделать или за счет платных услуг, или привлекая добровольные пожертвования.
Получается замкнутый круг: люди не хотят проводить свой отдых в грязном, неотапливаемом, с запахом гнили клубе. Как следствие не выполняется план по предоставлению платных услуг. Не выделяются средства на приобретение звукоусиливающей аппаратуры, музыкальных инструментов, обновление мебели. В зимний период 50% заведений культуры на Тернопольщине не отапливаются.
Деятельность клубов на селе сегодня стала приоритетом в работе управления культуры облгосадминистрации. Управление культуры проводит осмотр материально-технического состояния помещений заведений культуры села. Параллельно проводится паспортизация и аккредитация сельских клубов, домов культуры, библиотек, которая даст возможность подтвердить их дальнейшее пребывание в общей сети. По результатам первого этапа отремонтировано более 600 помещений сельских заведений культуры. Еще в 20-ти продолжаются ремонтные работы. Девятнадцать клубных заведений, библиотек переведены в лучшие помещения.
Обнадеживает то, что с недавних пор в селах начали создавать культурно-образовательные комплексы. Объединение детсада, школы, библиотеки и клуба на селе в единый комплекс с его целостной программой запланированных мероприятий поможет сельскому председателю сориентироваться, сколько средств ему нужно выделить, чтобы обеспечить надлежащие условия воспитания детей и молодежи, отдыха крестьян. Такая работа содействует возрождению сел, утверждению их перспективы. Если в 90-х годах были случаи, когда сельские председатели «закрывали» клубы, потому что не в состоянии были их содержать, то сейчас имеем другое. Сельский председатель понимает, что действующий клуб — это не только культурно-развлекательный центр, но и фактор его «личного имиджа». Поэтому и организовывают людей на ремонт клубов, библиотек, изыскивают средства.
В области создано больше семидесяти инновационных типов заведений культуры. Среди них дома фольклора в Чертковском районе, центры культуры и досуга в Гусятинском, Лановецком районах, народные дома в Залещицком, Тернопольском, Монастырищенском, Подволочисском районах.
На базе Залещицкой централизованной библиотечной системы в селах района создано 15 центров краеведения, 16 центров народоведения, 4 центра эстетического воспитания, 5 центров духовного возрождения, 8 центров досуга для детей и молодежи. В пяти библиотеках действуют музеи. Во всех без исключения библиотеках созданы клубы по интересам. У клуба в селе Шманьковцы Чертковского района высокие показатели по предоставлению платных услуг. За умеренную плату здесь действуют три студии бального танца и аэробики, бильярдная комната. Постоянно организовывают молодежные шоу-программы. Проходят платные концерты, представления.
Бычковський сельский дом культуры работает в рамках эксперимента как центр молодежного досуга. В Новосельцах Залещицкого района действует Дом народного творчества, а при нем народный любительский фольклорно-обрядовый коллектив «Каперуш», сельский смешанный хор, мужской и женский вокальные ансамбли, детский вокальный и хореографические коллективы, хор мальчиков, в котором около 80 участников, духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль, народные музыканты и драматический коллектив.
И все же большие по площади дома культуры — это сейчас большая проблема для сельских председателей: и отопление нужно, и ремонт. Так, большие заведения культуры в Борщевском, Залещицком, Гусятинском районах легли грузом на сельские советы. Вот почему из 1218 заведений культуры 506 не отапливаются. Немало гигантов-клубов сейчас разрушены, нуждаются в ремонте и регулярном отоплении. Поэтому управление культуры приняло областную программу «Теплое заведение культуры», в ней предусмотрены объемы работ для каждого клуба или библиотеки, чтобы обеспечить их теплом. Конечно при нынешнем экономическом положении нереально ежедневно отапливать заведение культуры. Речь идет о тепле в отдельных комнатах, где работают кружки по интересам, методическая служба. Здесь уже используют мини-обогреватели, а вот когда проходят массовые мероприятия — обогревать помещение нужно конвектором или батареями автономного отопления.
Некоторые заведения культуры невозможно газифицировать по техническим соображениям — помещениям по 70, а то и больше лет. На Тернопольщине 220 заведений культуры, которые расположены в помещениях, построенных обществом «Просвіта» еще до 1939 года. Самое старое помещение, в котором расположен клуб — Вышнивецкий замок, построенный в 1720 году. Более 600 клубных заведений построены после 1945 года, за годы независимости Украины удалось завершить строительство 13 заведений культуры. В этом году ждут государственных средств на завершение строительства дома культуры в селе Задарове Монастырищенского района. Это первый за последнее десятилетие долгострой в сети клубных заведений, который будет сдан в эксплуатацию. За счет спонсорских средств будет отстроен клуб у Миролюбовке Тернопольского района. Однако значительно больше можно было бы сделать, если бы руководство отраслью было целостно, а не рассредоточено. Как может сегодня управление культуры повлиять на работу сельского клуба, если Закон «О местном самоуправлении» все рычаги влияния передал в руки сельским председателям? Если бы средства были сконцентрированы в управлении культуры или в районных отделах культуры, можно было бы их распределять, учитывая потребности на ремонт, на оплату труда, на материальное стимулирование лучших работников.
При формировании бюджета-2004 в шести районах Тернопольской области не заложили средств для увеличения расходов на сферу культуры. Если такой «опыт» распространится в следующие годы во всех районах, то как будут существовать клубы, библиотеки? Сейчас государство дотирует заработную плату и оплату коммунальных услуг. Именно потому, что райбюджеты не в состоянии достаточно финансировать культуру, в области работает 1347 работников на 0,5 ставки, 563 человека на четверть ставки и 420 работников на 75 процентов должностного оклада. Для того, чтобы перевести всех на полную занятость, Тернопольщина требует дополнительно пять миллионов гривен (от 200 до 500 тысяч гривен на каждый район).
На востоке Украины культурные заведения получают большие суммы, поскольку там густонаселенные районы. Относительно западного региона, то целесообразнее было бы внедрить коэффициент, когда деньги выделяли бы на фактически занятого работника культуры. К этому предложению управления культуры Тернопольской госадминистрации до сегодняшнего дня в Министерстве культуры Украины не прислушивались. Финансисты «оптимизируют» сеть заведений культуры в соответствии с возможностями бюджета...