Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Секретное и объективное?

Для части украинских школьников сегодня началось внешнее тестирование
30 мая, 2006 - 19:32
ДЛЯ ЛЬВОВЯН ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ВЧЕРА, ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА — СЕГОДНЯ. И СЕГОДНЯ ЖЕ НАЧНЕТСЯ ВНЕШНЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ — ДЛЯ ОСОБЕННО СМЕЛЫХ И НЕТЕРПЕЛИВЫХ / ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

Полный переход на внешнее оценивание Украина планирует провести в течение трех лет. Для сравнения, в США подобную систему отрабатывали по меньшей мере лет пять. У нас в прошлом году впервые решились на тестирование около восьми тысяч школьников, а сегодня отвечать на тесты по украинскому языку пришли 44 тысячи абитуриентов. Вчера итоги сделанной работы подводили в правительственном комитете по вопросам гуманитарной и социальной политики.

По словам министра образования и науки Станислава Николаенко, упреки в отношении несовершенства, непродуманности тестов абсолютно безосновательны: правительственная комиссия по вопросам оценивания качества образования работает непрерывно около года, да и сам министр едва ли не ежедневно проводит совещания и консультации по этому поводу.

Понятно, что в процессе работы над технологией оказалось немало проблем, которые невозможно было предвидеть. Например, дети не хотят, чтобы результаты тестов оглашались — и в этом году они не будут оглашаться. Учителя, со своей стороны, беспокоятся, не будет ли претензий к ним, если выпускники эти тесты провалят. Родители волнуются, насколько тестовые задания отвечают школьной программе, захотят ли в университете зачислить ребенка по этим результатам. «Принимать результаты внешнего оценивания все университеты обязаны еще с прошлого года, — объясняет С. Николаенко. — К тем, кто не признает оценок, будут применены серьезные санкции». Не стоит волноваться и из-за того, что детям, которые не проходят тестов, может не хватить бюджетных мест: госзаказ в этом году составляет более 140 тысяч студенческих вакансий, и очень маловероятно, что школьники с сертификатами внешнего оценивания придут в один вуз или на одну специальность. Впрочем, хорошая оценка в тесте не полностью гарантирует поступление в вуз: по словам В. Кириленко, в этом году университеты еще смогут вносить некоторые дополнительные задания и вводить собственные коэффициенты соответствия оценки за тест и оценки на экзамене.

Тестирование пройдет по трем предметам — украинскому языку, математике и истории, которые являются профильными для большинства специальностей. Тест по украинскому языку состоит из двух частей: собственно вопросов с вариантами ответов, которые прячут за семью замками, и небольшого творческого задания, по которому будут проверять знания грамматики, стилистики, контролировать логичность изложения.

«Проект этого года — пробный, но мы пытались работать как можно тщательнее, — отметил вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко. — В следующем году внешнее тестирование будет введено везде, поэтому мы просто не имеем права на ошибку». Всего на подготовку тестирования в этом году с учетом его широких перспектив бюджетом предусмотрены 42 миллиона гривен. Значительная часть этих средств пошла на закупку специальной техники для кодировки работ, разработки тестов, систем машинной проверки заданий. Не удивительно, что один из главных аргументов в пользу внешнего оценивания — высокое качество и полная конфиденциальность тестов. Последнюю охраняют с особой тщательностью: по словам директора Центра оценивания качества образования Лилии Гриневич, вчера тесты под охраной сотрудников МВД и СБУ развезли по пунктам тестирования. К тому же сами пакеты изготовлены так, что скрыть несанкционированное открытие невозможно, зато довольно просто выяснить, на каком именно этапе была нарушена тайна. К слову, раскрытие содержания тестов влечет за собой уголовную ответственность.

Однозначным преимуществом внешнего тестирования ученые считают выведение полностью объективной оценки знаний выпускника. Процедура оценивания довольно сложная, зато более прозрачна и позволяет избежать различных негативных явлений при вступлении — например, коррупции на экзаменах. Объективность проверки гарантирует система кодировки результатов: вплоть до передачи их в школы никто не знает, кому какая работа принадлежит. В то же время каждую работу проверяют два разных экзаменатора. Если их оценки расходятся, решающее слово предоставляется третьему специалисту. Тесты составляли сами преподаватели непосредственно по программе средней школы. Чтобы получить высокий балл, совсем не обязательно выполнять абсолютно все задания: они составлены с учетом различных уровней сложности, и только иногда рассматривают вопрос более глубоко, не выходя в то же время за пределы школьного курса. К самому тестированию сегодня привлечены более шести тысяч наблюдателей-инспекторов. Проверка работ будет продолжаться около двух недель — этим занимаются специально подготовленные учителя, преподаватели учебных заведений, ученые.

Принципы отбора школьников просты: участвовать в тестировании может каждый школьник, который вовремя подал соответствующее заявление. По словам министра образования, информация об условиях и сроках проведения тестов была распространена во всех без исключения школах. Однако в действительности желающих пройти тест оказалось значительно больше, и организаторы ограничили количество участников по территориальному принципу. Каждое областное управление образования избрало определенные районы или школы, ученики которых примут участие в тестировании. «Для нас важно отработать технологию — от подачи заявлений до определения результатов, — говорит министр, — а удобнее всего это делать с отдельными административными единицами».

В этом году выпускники, которые пройдут тестирование, еще имеют выбор — показывать сертификат вступительной комиссии или нет. В следующем году тестирование станет обязательным для всех без исключения выпускников. В ближайшие годы Минобразования планирует провести срезы знаний по технологии внешнего тестирования в четвертых и девятых классах, чтобы выяснить, насколько уровень и качество образования отвечают стандартам. Впоследствии подобные эксперименты будут проведены и в высшей школе.

Ольга ПОКОТИЛО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ