«Семейная художественная традиция в русском изобразительном искусстве конца XIX — начала XX века». Выставкой под таким названием начал свою работу в 2006 году киевский Музей русского искусства. Нынешняя выставка — вторая в проекте «Семейная художественная традиция», который стартовал в конце прошлого года и познакомил зрителей с художниками XVIII—XIX веков, объединенных родственными связями и художественными традициями. В нынешней экспозиции выставки представлены живопись, графика, скульптура творчества представителей таких известных династий конца XIX— ХХ века как Суриковых-Кончаловских, Бродских-Решетникова, Древина-Удальцовой, Яковлева- Рянгиной, Лебедевых, Пластовых, Ткачевых, Ромадиных, Чернышовых-Горских. По мнению научных сотрудников музея, именно такие «семейные собрания» наиболее четко отображают процесс продолжения и усовершенствования художественных традиций, который приобретает особенный характер именно в ХХ веке.
Как отмечает научный сотрудник музея Елена Боримская, сегодня тема семейной традиции и родственных связей в искусстве интересует многих. И не только профессионалов. Порой экскурсоводы ошибочно называют того или иного художника разножанровым, не зная, что за одной фамилией стоят разные люди. Кроме того, считает Боримская, словосочетание «семейная традиция» многие понимают однобоко. Действительно, навыки профессионального мастерства всегда передавались от родителей к детям. «Но меняются поколения, — объясняет Боримская, — люди живут в иных условиях, разных исторических эпохах, иных художественных течениях и семейные художественные традиции просто не могут не меняться. Поэтому эта выставка и рассказывает зрителю об академических традициях, которые закладывались в конце XVIII века, их трансформации в ХХ веке, о художниках, об изменении их художественного языка и практики, о видоизменении традиций, которые, казалось, были так устойчивы и незыблемы».
Вообще, говорит Боримская, русское искусство ХХ века очень неоднородно и разнообразно. Например, 10-е годы ХХ века — пиковые для авангарда. В 20-е годы вообще развиваются самые различные течения. Например, Аркадий Пластов в своем творчестве развивает традиции плэнарно-жанровой живописи. Василий Суриков — мастер масштабных исторических полотен. Петр Кончаловский — автор великолепных пейзажей, натюрмортов и портретов своих современников. Так же на выставке, которая работает до конца февраля, можно познакомиться и с тенденциями в искусстве советского периода — от метода соцреализма к новым художественным течениям.