Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шаткое согласие

Кому выгодна чужая для нас модель отношений государства и церкви
25 января, 2011 - 19:06

На днях Украинская православная церковь Киевского патриархата провела внеочередное заседание Архиерейского Собора. Главным вопросом, с которым Собор обратился к руководителям государства, была обеспокоенность по поводу инициативы внесения изменений в Закон Украины «О свободе совести и о религиозных организациях». Президент своим указом от 12.01.2011 года поручил Министерству культуры совместно с Министерством юстиции разработать новую редакцию закона, который должен быть подан правительству для последующего внесения на рассмотрение Верховной Радой до 1 февраля 2011 года. В Киевском патриархате заявляют, что власть стремится поспешно принять новую редакцию закона, к тому же без учета мнений конфессий.

Речь идет о том, что действующий закон признан одним из лучших среди аналогичных в мире, но внесение в него принципиальных изменений, особенно в порядке регистрации религиозных организаций и приобретения ими статуса юридического лица, «нарушит шаткое межконфессиональное согласие, возобновить которое будет очень сложно». Перед тем, как закон будет приниматься, он должен пройти всестороннее обсуждение со стороны конфессий, экспертов и найти консенсусную поддержку Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. Так считают в УПЦ КП.

По убеждению архиереев Киевского патриархата, «на базе действующего закона путем совместных усилий государства и Церквей удалось погасить острые конфликты и силовое противостояние, которыми были обозначены межконфессиональные отношения в первой половине 1990-х годов. Однако конфликты остаются окончательно нерешенными, а потому любое принципиальное изменение в законодательстве, в частности изменение критериев регистрации и приобретения статуса юридического лица, неминуемо приведет к возобновлению силовых конфликтов».

КОММЕНТАРИЙ

Александр САГАН, доктор философских наук, профессор:

— У нас, к счастью, пока еще нет острых межконфессиональных проблем во взаимоотношениях между церквами. Есть Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦ и РО), который объединяет 95% верующих и координирует разные церковные конфессии. А есть отношения на уровне «церковь-власть». Вот здесь и есть определенные проблемы, потому что за годы независимости традиционно так случилось, что главы государства встречаются с главами большинства церквей. Они почти ежегодно встречались из ВСЦ и РО. Сейчас, к сожалению, эта традиция прервалась.

Конечно, церкви хотят встретиться с руководителями государства с тем, чтобы понять логику их последующего виденья развития государственно-церковных отношений. У нас за все годы независимости начался и продолжался диалог между церквами и властью. Сегодня его нет. Власть позиционирует себя как сторонницу только одной церкви. Это проявляется в том, что руководители государства не встречаются с главами других церквей, конфессий. Только одна церковь присутствует на государственных мероприятиях.

Относительно законодательства. Сегодня принят Указ Президента о внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Во-первых, институт, который профессионально занимался данным законом, на сегодня ликвидирован. В чем проблема? Церкви еще шесть-семь лет назад договорились, что прежде чем принять новую редакцию закона, следует принять концепцию государственно-церковных отношений. Эта концепция была разработана в 2006 году и согласована на заседании ВСЦ и РО. Причем эта концепция согласовывалась несколько лет. Сверялось буквально каждое слово. Логично будет принять сначала концепцию, а затем закон. Тогда исчезнет опасность того, что появится закон, который не будет устраивать церковь. В противном случае может возникнуть социальное напряжение.

Я могу говорить только о возможных мотивах того, почему именно так действует власть в государственно-церковных отношениях. Очевидно, у нее есть свое виденье отношений между церквами и властью, которое очень во многом копирует государственную модель, существующую в России. Там нет единого централизованного государственного органа, который бы занимался религиозными вопросами. Есть лишь отделы в разных центрах власти. Фактически Русская православная церковь де-факто имеет статус государственной, хотя не де-юре. Наверное, кому-то в Украине это нравится, поэтому мы и подтягиваемся к такой модели отношений государства и церкви.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ