Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сколько стоит иллюзия домашнего счастья?

31 января, 2005 - 20:45
CЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ

Над этим вопросом столичная публика имела возможность поразмышлять в прошедшие выходные на спектакле московского театра «Ленком» «Tout Paye, или Все оплачено» Ива Жамиака.

Впрочем, поставленная эстонским режиссером Эльмо Нюганеном в руководимом Марком Захаровым театре французская комедия на размышления провоцирует лишь самых неисправимых, самых дотошных искателей истины. Не «отравленных» же поиском ответов на проклятые вопросы зрителей она просто веселит.

Испробованная на сценическую прочность еще советским театром пьеса Ива Жамиака в восьмидесятые годы была напечатана под названием «Мсье Амилькар платит» в журнале «Современная драматургия» и, став доступной вечно голодным на кассовый репертуар театральным директорам, развлекала нашу неизбалованную хорошей комедией публику. Советская цензура отдала предпочтение именно этой пьесе популярного у себя на родине Жамиака, поскольку она при желании могла послужить хорошим подручным материалом для критики «их нравов». Сюжет «Мсье Амилькар платит» строится вокруг авантюрной, безумной идеи главного героя, разуверившегося в подлинной любви и дружбе циника, купить душевный комфорт. Для чего он и предлагает случайным людям за огромные деньги изображать любящих его жену, дочь и друга. Включив в репертуар комедию Жамиака, смекалистый руководитель театра одним махом добивался того, что и партийные цензоры были довольны, и зрители были сыты.

Сегодня же драматургическая коллизия «Все оплачено» как нельзя лучше отражает наши новые нравы. Уверенность сыгранного Олегом Янковским богача Александра Амилькара в том, что «все продается», характерная, по замечанию нанятой им на роль жены актрисы Элеоноры (Инна Чурикова), старьевщикам, превратилась в жизненное кредо многих наших соотечественников. Сама же фраза «Все продается!» стала для постсоветских нуворишей символом их новой веры. Не секрет, что именно эта не без удовольствия посещающая театр для переваривания дорогого ужина буржуазная публика в основном и заполняет залы на подобного рода комедиях. Переставший стыдиться своей заангажированности «новыми» всех мастей и национальностей театр и не скрывает, что с удовольствием служит теперь сытому, не обремененному размышлениями о смысле жизни зрителю. Сам театр сегодня также хочет быть сытым.

В спектакле «Ленкома» помимо уже названных любимцев публики занят также и Александр Збруев, играющий роль Леона, суррогатного друга решившего купить чувства мсье Амилькара. Героиня Натальи Щукиной, пришедшая в богатый дом с панели, изображает дочку, а Маргарита Струнова появляется на сцене в роли тещи, с которой богатый господин и не собирался заключать контракт. Не включенные в сценарий своего домашнего счастья теща и возлюбленный «дочери» возникают в доме Амилькара благодаря тому, что настоящие чувства, как этого и стоило ожидать, побеждают чувства, строго регламентированные заказывающим всю эту «музыку» семейных отношений хозяином. Он настолько проникся искренностью полюбивших его купленных домочадцев, что чуть не застрелился в финале. Однако победили любовь, дружба и желание театра не портить настроение публике.

Публика же наша авансом раздавала свои аплодисменты любимым актерам еще до того, как они успели произнести первую реплику. Актерам, режиссеру и сдобрившему свою пьесу остротами и философскими сентенциями драматургу аплодировали также по ходу всего спектакля. А в финале поклонник ни с кем не сравнимой Инны Чуриковой вышел на сцену с букетом роскошных роз и стал перед актрисой на одно колено, сделав нас свидетелями торжества таланта, умеющего облагородить даже буржуазный театр.

Вадим ДЫШКАНТ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ