Хоть застрелите, не понимаю, почему Нестор Махно родился именно в Гуляй-Поле на Запорожье. Только прошу вас не воспринимать призыв застрелить меня на полном серьезе. Предупреждаю, потому что все же речь идет о душегубе Махно. Я уже во второй раз побывал на фестивале «День независимости с Махно», который организовал неутомимый Олесь Доний и провел его именно в Гуляй-Поле. И в прошлом году, и в этом году все мероприятия фестиваля проходили в ужасную жару, от которой страшно хотелось спать и залезть куда-нибудь в темный и холодный погреб и просидеть там всю жизнь. Такая жара непривычна для киевлянина, но для здешних жителей это норма жизни. Мне кажется, что в таком климате люди не ходят, а плавают, медленно двигая ногами — так же как рыбы медленно двигают плавниками. В таком климате люди не способны быстро и громко говорить — у них языки шевелятся медленно и весят как пудовые гири. Возможно, и данное ими слово весит еще больше.
Как при таких обстоятельствах мог прийти на свет очень темпераментный мужчина Нестор Махно? Я этого не понимаю. Но думаю, что участники фестиваля, если не все, то многие из них удивятся моему удивлению. Ведь Фестиваль, несмотря на неистовое солнце, проходит очень динамично. Достаточно только послушать ведущего Руслана Пивня, чей бескостный язык друг за дружкой объявляет то забрасывание помидорами наших любимых политиков, к сожалению, не живых, а только их изображения; то рисование на голых телах; то конкурс на лучшую махновскую униформу. Не без удовольствия могу сообщить, что в последнем упомянутом конкурсе победил я. Моими соперниками были люди, так сказать, традиционной ориентации — то есть они были одеты в традиционный всем известный наряд цвета хаки. А я вышел на сцену в военном кителе и смушковой шапке, но с лопатой вместо винтовки, в шортах, в одном сапоге и в одном шлепанце. Зрители, определявшие победителя криком, отозвались на мой наряд громче всего. Таким образом, в качестве приза я получил два ящика пива «Арсенал». Представляю, что было бы, если бы я сам его выпил. Поэтому пришлось раздавать пиво желающим.
Никого из поэтов, музыкантов, просто любителей пофестивалить не смущает, что такое мероприятие происходит в День независимости украинского государства, против которого герой фестиваля воевал на своих фронтах — он, как известно, выступал в принципе против любых государств. Но ведь такой персонаж в украинской истории существовал. Он был воплощением духа свободы, козацкой вольницы. Он боролся за идеи того, что сегодня называют термином «местное самоуправление». Для чего же нам уподобляться некоторым другим народам, которые провозглашали лозунг: «кто не с нами — тот против нас!»?
И мы им не уподобляемся. Фестивалим с Махно на полную катушку. А еще возрождаем в себе интерес к собственной истории. Там куча народа из восточных регионов Украины, которые, я бы сказал, жадно спорят или делятся собственными впечатлениями от прочитанного и услышанного. В фестивальном автобусе по дороге в Киев мой сосед-студент иногда даже не давал подремать — все об истории Махно расспрашивал, будто я самый большой специалист в этой области.