Пытаясь сберечь добрую репутацию социологии как науки в целом и отечественных профессиональных социологических служб в период предвыборной кампании в частности, а также с целью защиты общественного мнения от фальшивой искривленной информации представители Социологической ассоциации Украины объявили вчера на пресс-конференции о проведении добровольной общественной аккредитации социологических учреждений. По мнению представителей Ассоциации, это поможет журналистам, политикам и гражданам Украины, которые интересуются общественным мнением, отличать профессиональные материалы опросов от непрофессиональных, а чаще, просто выдуманных. В Ассоциации уже аккредитованы Институт социологии НАН Украины, Киевский международный институт социологии, Украинский институт социальных исследований, Центр «Социальный мониторинг», компания «Социс», Центр социальных экспертиз и прогнозов при Институте социологии, социологический факультет Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, Восточноукраинский фонд социальных исследований. Рассматриваются заявления на аккредитацию еще нескольких организаций. В заявлении, розданном на конференции, «аккредитированные» социологи обращаются к средствам массовой информации с просьбой указывать при предании огласке соцопросов, аккредитованное ли в САУ учреждение, которое проводило исследование. В данном случае Ассоциация выступает в роли такого себе «знака качества». Между тем Ассоциация собирается взять на себя функцию общественного контроля за соблюдением профессиональной этики как отдельных социологических служб, так и СМИ, которые используют или продуцируют фальшивые результаты опросов, и обещает «ловить за руку» обманщиков от социологии.
Научный эксперт фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина, отслеживая публикации соцопросов в СМИ, указала на некоторые тенденции: первая — социологические рейтинги не нравятся ни одному из кандидатов, кроме тех, кто занимает первое место в рейтингах; вторая — социологические рейтинги не нравятся ни одному из предвыборных штабов, кроме тех, чьи «лидеры» занимают первое место; и третья — социологические рейтинги не нравятся ни одному из СМИ, кроме работающих на политическую силу, которая занимает первое место в этих рейтингах. Исходя из этих законов, И. Бекешкина отметила ряд стратегий, при помощи которых СМИ и штабы политических сил создают свою «социологию». Стратегия первая заключается в том, чтобы «мочить» всех социологов, говоря о том, что все они куплены. Стратегия вторая предусматривает проведение социологического исследования усилиями своей команды. Как правило, по словам социолога, такие опросы дают политическим силам «правильные» результаты (т.е., если не первое место в рейтинге, то второе — после коммунистов). И третья стратегия — печатать придуманные исследования, ссылаясь на несуществующую фирму.