Заседание Комитета по международным отношениям Европейского парламента в прошлый четверг было в основном посвящено Украине, в частности обсуждению того, при каких условиях и вообще возможно ли подписание Соглашения об ассоциации. Мы очень хорошо знаем ситуацию. ЕС выдвинул свои условия, которые нужно выполнить, чтобы Соглашение было подписано. Комитет по международным отношениям пригласил представителей Украинской оппозиции: членов парламента Лесю Оробец («Батьківщина»), Ростислава Павленко («УДАР») и бывшего члена парламента Сергея Власенко. И дебаты начались. Это была важная и необходимая дискуссия, потому что атмосфера и климат финальных дебатов относительно позиции ЕС в основном будет зависеть от позиции украинской оппозиции. Как вам известно, основное обязательство для завершения проекта — это ответственность правительства, парламентского большинства, однако оппозиция также имеет особую обязанность. Она должна контролировать и комментировать действия правительства, а также имеет привилегию поддерживать те действия правительства, которые отвечают про-европейской декларации, которую так горячо провозглашают «УДАР» и «Батьківщина». Мои наблюдения еще больше усиливаются тем, что и «Батьківщина», и «УДАР» сотрудничают с Европейской народной партией, которая остро критикует Украину, Президента Януковича и методы правительства.
Принимая участие в дискуссии, я отметил несколько очевидных фактов. Таким образом, теперь у нас на столе есть соглашение, о котором договорилась Партия Регионов. Еще ни одной партии не удавалось договориться о таком виде соглашения о сотрудничестве и торговле. Во-вторых, если 43% украинцев «за» европейскую интеграцию, то у нас в руках их мечты о будущем, их планы относительно интеграции в Европу и их намерения адаптировать свою, украинскую, жизнь к стандартам, которые мы установили для себя. О третьем факте не говорят, но это очевидное давление со стороны России, который на сегодняшний день касается в основном торговли и таможенного контроля, ведь Россия намерена восстановить свою империю, которая развалилась несколько десятилетий назад. Четвертый и очень важный факт — это заявления украинской оппозиции о ее заинтересованности в подписании Соглашения. Она даже отмечает, что это будет исторический момент, который может и не повториться так скоро. И, в конце концов, это хорошо всем известные требования, о которых я говорил в начале. Хотя условия очень четко и обстоятельно изложены, их выполнение не требует сверхприродных способностей. Перед саммитом в Вильнюсе Комиссар Фюле и министр иностранных дел Украины обязательно встретятся и оценят выполнение разных требований, о которых известно уже более полугода. После этого мы узнаем, были ли выдвинутые ЕС требования выполнены или нет. Потом, в самом конце, страны-члены ЕС и Украина должны будут дать ответ на вопрос: помогло ли это Соглашение осуществить их большой план, который заключается в приближении Украины к ЕС.
Как и всегда, в течение дискуссии относительно Украины в Европейском парламенте было легко распознать тех, для кого «стакан наполовину пуст». Однако я принадлежу к тем, кто видит стакан наполовину полным. Я считаю, что важно обеспечить условия, чтобы позволить ему наполниться доверху. И именно это должно сделать Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли.