Вопрос об украинском представительстве на одном из наиболее престижных европейских форумов contemporary art за десять лет независимости поднимался неоднократно. В отличие, например, от кассельской «Документы», которая сама приглашает понравившихся художников, участие в Венеции инициирует Министерство культуры страны, котороя хочет представить свое искусство на биеннале. Поскольку до сих пор в Украине contemporary art не причисляли к стратегическим направлениям государственной культурной политики, то 49-й форум в Венеции должен стать для Украины первым.
Как заявил журналистам куратор будущей национальной презентации Юрий Онух, Украина на этот раз представит один спецпроект. «Один», ибо есть смысл «поставить на одну лошадь», поскольку на сборных выставках, как правило, толком не показан ни один из участников; «специальный», ибо, чтобы прозвучать, Украина должна выступить с действительно оригинальным, хорошо выверенным жестом, а не с бывшими, обкатанными и разжеванными, идеями. Фамилию художника куратор пообещал объявить до конца января.
Пока что у нас есть все шансы прославиться в Венеции как большим оригиналам. Тема украинской национальной презентации явно оживила первую венецианскую встречу по поводу биеннале, где представители 50 стран-участниц монотонно рассказывали о состоянии подготовки и объявляли комиссаров и кураторов проектов. С письмом от Леся Танюка, председателя Комитета ВР по вопросам культуры и духовности, Ольга Мазаева и Валентин Раевский («Новое творческое объединение») выступили и на пресс-конференции, организованной Юрием Онухом и Евгением Карасем (соответственно куратором и комиссаром национальной презентации). Оппоненты упрекают господина Онуха в том, что он не имеет украинского гражданства (Юрий Онух — гражданин Канады и Польши), а также в недостаточном профессионализме, намерении погреть руки за счет денег Сороса и предлагают представить в Венеции собственный проект.
Вызывает обеспокоенность не только сам скандал, неминуемый, очевидно, в таком деликатном деле, как поездка на престижный форум за счет бюджета, но и то, что в узкопрофессиональном споре стороны оперируют не только аргументами, но и заручаются поддержкой правительственных и парламентских авторитетов — людей уважаемых, но не профессиональных в вопросах contemporary art. Конечно, все можно списать на «болезнь роста», поскольку технологии национальной презентации современного искусства в Украине только формируются. Однако не исключено, что скандал, в котором задействованы влиятельные лица, приведет к тому, что никто никуда не поедет и в Венеции будут обсуждать не наши творческие проекты, а пещерно-показательное неумение украинских кураторов договариваться.