Соответствующий указ 23 июля подписал Президент Украины Петр Порошенко. Национальный совет реформ будет специальным консультационным органом при главе государства по вопросам внедрения в Украине единой государственной политики реформ. Его глава — Президент, а в состав могут войти (по согласию) спикер парламента, премьер-министр и другие члены правительства, глава Нацбанка, руководители парламентских комитетов, представители общественности. Директором комитета Порошенко назначил замглавы Администрации Президента Дмитрия Шимкива.
В указе также предусмотрено создание согласительного совета реформ, который вносит предложения по реформам на базе международного опыта и содействует их внедрению. А еще один комитет — исполнительный — займется подготовкой предложений по стратегическому планированию реформ и мониторингу их реализации.
На протяжении недели руководству Верховной Рады, правительства и Нацбанка должны подать предложения по поводу кандидатур персонального состава исполнительного комитета. Затем в течение трех месяцев исполнительный комитет должен подготовить для рассмотрения Национальным советом реформ проекта стратегии стабильного развития Украины на период до 2020 года, предусмотрев определение стратегических интересов государства в правовой, экономической, социальной, научно-технологической, экологической, информационной и других сферах.
Итак, реформы снова начинают с чистого листа. С традиционным набором реформаторов (КМУ, парламент и т.д.) все понятно — это люди, ежедневное задание которых и так реформировать страну. Но почему-то за пять месяцев реформаторский воз и нынче там. Поэтому особые надежды в том, что он таки сдвинется с места, возлагается не на них, а на общественность, которую привлекут к этому процессу. Пока неизвестно, кто будет ее представлять, и как они будут избираться.
«День» обратился за комментарием к координатору «Реанимационного пакета реформ» (РПР) Анне Гопко. Напомним, что за пять месяцев РПР был среди общественных организаций, которые разрабатывали и лоббировали принятие в Раде десяти законов (о высшем образовании, о доступе к публичной информации и т.д.). «Пока что мы не получали предложений о вхождении в Национальный совет реформ. Дмитрий Шимкив был экспертом одной из наших групп. И он знает нашу команду. Поэтому если Нацсовет пригласит наших специалистов, то мы будем рассматривать эти предложения», — говорит она. Появление такого органа — это хорошо, отмечает Гопко. Однако должна быть четкая подотчетность, дедлайны, план для всех внедрителей реформ и контроль общественности, чтобы не получилось очередной профанации, отмечает эксперт. «Если не будет политической воли и реальной ответственности для исполнителей, которая может даже «сжечь» карьеру, то этот институт станет потемкинской деревней. Нам нужен механизм координации реформ, а не их заговаривания. Страна не может оттягивать процесс внедрения реформ», — подытожила она.
«Я удивлен, что такой совет не явился на второй или третий день избрания Президента. Поэтому реформы в данном случае выступают определенной ширмой, которая на самом деле не является одной из первых задач власти... В нынешнем виде вариант создания Нацсовета при Президенте содержит риск определенной узурпации реформирования среди людей, которые так или иначе выступают доверенными людьми Петра Порошенко. Есть три таких человека: председатель оргкомитета Дмитрий Шимкив, премьер Арсений Яценюк и глава НБУ Валерия Гонтарева. На мой взгляд, это будут более кабинетные реформы, чем радикальные. Не исключаю, что среди них будет предоставление льгот IT-отрасли, создание технопарков вроде «силиконовой дали» и традиционные рамочные реформы, которые переписываются из документа в документ в течение двадцати лет», — говорит «Дню» директор Регионального центра обработки информации Андрей Блинов, руководитель проектов Лиги финансового развития, экономист.