Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СПИД: между белым и черным

20 марта, 2004 - 00:00

Наталья работала акушеркой в одной из винницких больниц. Воспитывала сына-школьника и, как это распространено среди медиков, была донором. О ВИЧ ей сказали, когда она пришла на восьмидесятую сдачу крови.

«Доноры — это единственная категория, которая обследуется на ВИЧ без предварительного согласия и в обязательном порядке, — рассказывает заместитель главного врача по профилактической работе и эпидем-мориторингу Винницкого областного Центра профилактики и борьбы со СПИДом Игорь Матковский, — остальных, даже группу риска (наркоманы, проститутки), проверять на ВИЧ нереально. Анализ на ВИЧ по нынешнему законодательству можно делать только при согласии лица и при условии полной анонимности».

Невозможность в существующем правовом поле обследовать на ВИЧ большее количество людей очень беспокоит медиков Центра. Ведь, как выяснил И. Матковский по показателям своего и других городов Украины, сегодня инфицированных среди проституток — от 30 до 60-ти процентов. Их услугами, как правило, пользуются благопристойные, обеспеченные мужчины. Среди них наиболее подвержена опасности возрастная группа — 30 — 39 лет, среди женщин — 20 — 29. СПИД молодеет и из узкой группы риска распространяется на все общество именно половым путем, на который на Винниччине приходится 35 процентов заражения. «Если за 11 месяцев прошлого года в Украине взято на учет почти 9 тыс. ВИЧ-инфицированных, то в этом году этот показатель, наверняка, значительно возрастет. И это только среди тех, кто добровольно захотел провериться, а потом стать на учет», — отмечает заместитель главного врача.

В прошлом году в Винницком Центре прошли обследование на 11 тыс. граждан больше, чем в предыдущем. Положительный результат на ВИЧ показали 237 анализов: на учете остались только 172 человека. Остальные ушли и не вернулись.

В прошлом году двое винничан, больных СПИДом, покончили жизнь самоубийством. А первая реакция на сообщение о наличии инфекции — «со мной этого не могло случиться». А случиться может с кем угодно. Потому что, как показывает практика, хотя доноров и тестируют на ВИЧ без их согласия, но не так уж безопасна их кровь, как того хотелось бы. За полгода до выявления ВИЧ Наталье сделали семь переливаний. Она говорит, что позже выяснилось, что какой-то неизвестный человек сдал кровь по чужому паспорту и исчез бесследно. Возможно, именно от него и заразилась Наталья. Хотя она не исключает, что инфицировалась на работе. Теперь это неважно. Главное, что она справилась с этим. В одной из газет в свое время появилось необычное объявление. ВИЧ- инфицированная женщина искала такого же мужчину.

Писем было более сотни, но ни один из адресатов не стал Натальиным спутником. Она вышла замуж за мужчину, который приехал из другого города на такси и сказал: «Я забираю тебя к себе и женюсь на тобе»... Позже Николай и Наталья переехали в Винницу. Сейчас они на базе Винницкого областного Центра профилактики и борьбы со СПИДом готовят документы для регистрации общественного объединения ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Подобные организации уже созданы в нескольких регионах. Есть и интернет-сеть.

«Никто так не поймет инфицированного ВИЧ, как такой же человек, как он, — объясняет Николай. — Это нужно реально пережить. Почувствовать весь ужас проблемы. Я уверен, что в Виннице, как и в других городах Украины, есть люди, которые просто сходят с ума от безысходности. Не знают, что делать дальше... Хотели бы поговорить с такими же людьми».

Человек знает, как он относился к ВИЧ-инфицированным, и осознает, что и к нему будет такое же отношение. Друзья покидают сразу. Когда в Натальином микрорайоне узнали, что у нее ВИЧ (как бы ни хотел, но шила в мешке не утаишь), ей даже не продавали в магазине хлеб. Печальное следствие абсолютной неосведомленности граждан. Работники Центра анонимно, в школах и училищах, опросили 5300 подростков от 12 до 17 лет — это пик сексуальной активности, за которым следует время проб и ошибок. 18 — 25 лет — наиболее реальный возраст, в котором в ближайшее время будет инфицироваться молодежь именно половым путем. 30 процентов опрошенных, подытоживает Игорь Матковский, о том, как можно защититься и заразиться ВИЧ, не знают ничего...

«В Виннице мы опросили три тыс. подростков, остальных — в районах, — продолжает Игорь Анатольевич. — Если в городе более- менее ориентируются, то в районах почти полный ноль. Я уже не говорю о селах. В последнее время там прогрессируют венерические болезни. Если, скажем, в селе у кого-то оказывается, например, сифилис, то так и знай, что там есть еще человек двадцать подобных больных из различных социальных и возрастных групп. Даже если бы в селах продавали презервативы, то где у крестьян деньги их покупать? Вообще, об этом смешно говорить, зная, что состояние опьянения, стало нормальным для сельской молодежи. Работы нет, веры в будущее нет. Полное отчаяние и самогон. Возможно, это смешно сегодня, но я за то, чтобы половые отношения были только в браке».

Если же произошло то, что произошло, врачи Центра советуют не погружаться в себя и свою проблему, а стать у них на учет. При центре работают врачи всех профилей, которые обслуживают ВИЧ инфицированных и больных СПИДом. Они поддержат и помогут адаптироваться к новому способу жизни.

«Посмотрите на закон о предотвращении заболеваемости СПИДом и социальную защиту таких, как мы, — возмущается Николай, — ничего же реально не выполняется. И вообще, принимая его, посоветовались хотя бы с одним из нас? Я уже не говорю об отношении в государственных структурах к нам и этой проблеме».

«ВИЧ-инфицированные — такие же люди, как и все мы, — говорит Игорь Матковский, — от других отличаются только тем, что у них есть вирус, а у остальных нет. Ведь ВИЧ не прыгает ни из ушей, ни из глаз инфицированного, он не передается, как, например, туберкулез в общественном транспорте. С ВИЧ можно прожить дольше, чем, например, с раком».

«Сколько живут с ВИЧ и СПИДом? — об этом Игоря Матковского часто спрашивают студенты ПТУ, училищ и старшеклассники во время встреч. В ответ он приводит пример о кирпиче, который неизвестно когда и кому может упасть на голову.

А Николай говорит иначе:

«Мы сейчас живем с женой возле кладбища. У нас две собаки. Им надо где-то гулять. Вот так идем с женой и видим даты рождения и смерти на последних могилах. Я со своим вирусом уже многих пережил».

«Просто мы оптимисты, — продолжает Наталья. — В конечном счете все рожденные когда-то умрут. А на самом деле мы просто живем. Заботимся друг о друге и даже забываем, что у нас ВИЧ. Мы о нем между собой никогда не говорим».

Но недавно им об этом опять напомнили. На одной из последних акций Центра ВИЧ-инфицированные супруги выступили перед общественностью, а местные газеты «обсосали» этот факт. У них опять начались проблемы. Знакомые при встрече перестали подавать Николаю руку, а на работе сделали все, чтобы его уволить.

«Мне безразлично сколько людей знают о моей ситуации, пять, десять или вся Винница, — говорит Николай, — от этого ничего не изменится, у меня не исчезнет ВИЧ и второй раз не появится, но от неосведомленности людей страдают наши родственники. К нашим родителям, когда узнают о нас, тоже относятся как к инфицированным. И это все из-за дезинформации. Нет объективности относительно ВИЧ. Либо все черное и страшное, либо белое, прямо чуть ли не замечательно, что есть ВИЧ. Мы же нормальные люди. Полноценная среднестатистическая семья. И у нас будет ребенок».

Наталья на восьмом месяце беременности. И родители и работники Центра надеются, что малыш будет здоровым. «Если ВИЧ инфицированная мама принимает препараты, а они бесплатные для всех, кто зарегистрирован в нашем центре, то ребенок будет здоровым. У нас уже есть пример, сейчас увидите»,— оживился Игорь Анатольевич.

В комнате для тренингов как раз приходило занятие. Мы еще не дошли, а двери уже приоткрылись и оттуда выглянула курчавая головка. Катеньке полтора годика. Ее мама молодая женщина, которая вовремя обратилась в Центр и нашла здесь поддержку, новых друзей и силы жить.

«Мы уже снимаем нашу Катеньку с учета, — продолжает И. Матковский, — прислали результаты последних анализов из Киева. ВИЧ не обнаружен».

Мирослава СОКОЛОВА, Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ