По словам автора, «это новое произведение со старой музыкой, и получился не столько мой балет, сколько спектакль хореографа Олега Николаева». Само произведение было написано еще в начале 80-х и впервые было поставлено на киевской сцене (балетмейстер — Анатолий Шекера, дирижер — Стефан Турчак). Судя по отзывам, это стало самым ярким событием в рамках празднования 1500-летнего юбилея Киева. Впрочем, были и «стрелы» — больше всего рецензенты критиковали либреттиста Юрия Ильенко «за свободную интерпретацию истории». Напомним, центральная интрига сюжета связана с любовным треугольником: Ольга вышла за Игоря против своей воли, а ее любимым был простолюдин Рус, и потому непонятным оставался мотив жестокой мести Ольги за смерть мужа...
И вот почти через 30 лет за «Княгиню Ольгу» взялся в Днепропетровске, и это удивило, потому что еще семь-десять лет тому назад дела театра шли плохо. В балетах некому было танцевать, а сольные партии исполняли дети, ученики хореографической школы (лучшие выпускники выезжали работать за рубеж). Театр в городе практически никому не был нужен, да и традиции ходить на балетные и оперные спектакли нет (современный Днепропетровский театр существует каких-то тридцать пять лет). В последнее время, в отличие, скажем, от Одесской оперы с ее скандалами и судами, Днепропетровский театр не фигурировал ни в каких разговорах столичных меломанов. Оказывается, здесь сменилось руководство, и театр не просто заработал (по количеству премьер на протяжении сезона Национальной опере Украины до него далеко), у него появились свои «звезды», публика, реклама, и даже профессиональная критика. Самое главное, сейчас в театре есть достойная команда людей, которые осознают, за что взялись.
О новом балетмейстере Олеге Николаеве директор театра может говорить часами. Выпускник Саратовского хореографического училища и «ГИТИСа» в Днепропетровске работает второй год. До этого Олег Николаев прошел практику в Москве, сотрудничал с классическими и эстрадными исполнителями. В хореографический театр Николаев может превратить любой материал. Так, например, вечер романсов превратился в балетную программу, а поскольку тема касалась Второй мировой войны, то хореограф придумал поразительный танец на костылях («Это танго в июне...»); а в хореографической версии «Кармины Бураны» К. Орфа балетмейстер заставил танцевать даже хор.
Поэтому балетоманы с нетерпением ждали премьеру. Три месяца шли репетиции балета «Княгиня Ольга». Хореограф Николаев отказался от либретто Ильенко, переставил музыкальные номера, использовал фрагменты из балета «Викинги» и хоровых произведений Станковича. Центральная идея спектакля связана с чудодейственным мировоззренческим превращением Ольги — конфликтным столкновением язычества и христианства и, в конечном итоге, победой последнего. На уровне декораций (художница — Дария Белая) этот конфликт показан несколько прямолинейно. Уже в первой сцене «Ивана Купала» вместо ожидаемого буйства природы (согласно либретто), перед глазами зрителей появляется в полумраке туманно-загадочная местность, будто подземное царство, где прячется греховность человеческого рода. Зато когда показана «Византия», то это — залитое светом пространство на фоне купола Святой Софии, неслучайно напоминающее глаз, ведь по историческим рассказам, именно во время богослужения Ольга окончательно меняет свои языческие взгляды на христианские. Наконец, буквально решен финал, который стал апофеозом утверждения христианской идеи: Ольга, держа на руках внука Владимира, дублирует крестообразную икону Богоматери с ребенком, центральную картинку спектакля.
Но есть один поразительный момент: кульминацией балета стало крещение Ольги — торжественно-замедленные движения в сопровождении хора а capella (звучит фрагмент из Псалма Станковича), и некоторое оцепенение... Эта сцена настолько стилистически и темпово контрастна, в сравнении с предыдущим динамичным развитием событий, экспрессией музыкального материала, что возникает эффект тотального переворота, перелома, поневоле напрашивается ассоциация с образом «фаворского света». И это — самая удачная метафора спектакля.
Хореографическое решение спектакля модерным не назовешь, но, вместе с тем, оно лишено балетных штампов. Роль Княгини Ольги исполняла юная балерина Елена Печенюк — ее героиня получилась нежной, но упрямо решительной. А Дмитрий Омельченко в роли Князя Игоря мужественно выстоял момент, когда его обольщают заморские красавицы (сцена выбора невесты в княжеских палатах). В целом, главные роли подготовили несколько составов танцовщиков: шесть Ольг, четыре Игоря, пять Святославов и два Олега, поэтому типажей может быть много. Комплиментов заслуживает дирижер Юрий Пороховник, который добился от оркестра приличного звучания такой сложной партитуры как музыка Евгения Станковича.
Когда уже опустился занавес, и постановщики вышли на сцену, казалось, все как-то забыли о композиторе Евгении Станковиче, по крайней мере, никто не спешил его звать, а сам маэстро не спешил выходить, сидел и аплодировал, как и все зрители...