Об отношении пана Табачника к образовательным проектам его предшественников и, в частности, к ВНО было известно ранее. Но все же были надежды, что нынешнее министерство воздержится от дискредитации системы внешнего тестирования и не унизится до того, чтобы враждебно настраивать абитуриентов и их родителей относительно тестов путем снижения качества последних. Но впечатления бывших старшеклассников после сдачи уже первых тестов по английскому не оставили даже шанса этим надеждам. Тесты, судя по всему, все же, как говорят, «сплавили». Но очевидно сделали это настолько заметно, что молодежь всех регионов Украины мгновенно избавилась от стереотипов политического мышления и отреагировала возмущением. Показательно, что первыми из абитуриентов, которые активно среагировали на низкое качество и вообще на их непонятность, в поле внимания СМИ попали именно абитуриенты Мариуполя — города, который находится изначально в лояльном к нынешней власти регионе.
После того, как 7 июня оказалось фатальным для многих абитуриентов, которые составляли тесты по английскому языку, уже в последующие дни молодые люди начали консолидироваться в социальных сетях, готовя активное сопротивление против несправедливых, по их мнению, заданий. Уже 10 июня СМИ и общественность узнали о митинге в Мариуполе. Общее несчастье заставило тамошних старшеклассников устроить на Административной площади города общественно-политическую акцию «Табачник, ду ю спик инглиш?», целью которой было привлечь внимание общественности и власти к проблеме качества заданий по английскому языку в ходе внешнего независимого тестирования. Несколько десятков абитуриентов-митинговальщиков на протяжении часа скандировали перед домом горсовета протестные призывы, держа в руках транспаранты с надписями: «Тест по английскому — полный тунец», «Тест по английскому — битва экстрасенсов». Символами акции стали селедка и помидор. Селедку взяли вместо тунца, который недаром стал героем акции. Мол, среди заданий, вызвавших возмущение, было и задание об улучшении памяти. Правильный ответ лежал, скорее, в плоскости владения логикой, чем в знании иностранного языка: «Потребление тунца приносит больше пользы, чем потребление помидоров».
Поэтому не вызывает удивления тот факт, что такие задания возмутили мариупольских старшеклассников, кое-кто из которых к этому времени успел даже пройти стажировку в англоязычных странах, а также уместным является риторический вопрос: владеют ли английским сам министр образования Дмитрий Табачник и директор Центра независимого внешнего оценивания знаний Игорь Ликарчук. Приятно удивило, что вчерашние старшеклассники и не думали обвинять в своей досадной неудаче именно ВНО. «Мы всячески поддерживаем систему внешнего независимого оценивания знаний и считаем ее антикоррупционной и справедливой, а протестуем против конкретного теста по иностранным языкам, поскольку он, по нашему мнению, не отвечает школьной программе», — говорит Стас Мамоненко, участник акции. Стас также продемонстрировал текст обращения, которое выпускники школ собирались направить Табачнику, Ликарчуку, Президенту Януковичу и отдельно премьер-министру Азарову. Последнему — на украинском языке, мол, пусть попотеет.
Но все было бы слишком хорошо, если бы акция встретила полноценный отклик у представителей местной власти. Руководитель городского управления образования Зиновия Дмитриева сначала одобрительно отнеслась к митингующим, а позднее в интервью местным журналистам назвала акцию проявлением низкой культуры ее участников. Подобным образом отнеслась к инициативе молодежи и ведущая местная газета, известная своим консерватизмом и лояльностью к местной власти. В статье, согласно которой, судя по названию, в Приазовье состоялся «антианглийский пикет», не больше и не меньше, речь шла о том, что на свой протест старшеклассники осмелились под воздействием «винных паров».
Что ж, не бывает без «ложки дегтя». В любом случае проявление гражданской позиции молодыми мариупольцами приятно удивило. Ну, а о том, что проблема качества тестов существует не только в представлении старшеклассников из столицы Приазовья, свидетельствовали аналогичные акции в других городах Украины, о которых пресса начала сообщать уже на следующий день.
КОММЕНТАРИЙ
После того как инициативная группа абитуриентов послала в Министерство образования и науки обращение по поводу качества теста по английскому языку, на сайте МОН было размещено письмо-разъяснение директора Украинского центра оценивания качества образования Игоря ЛИКАРЧУКА, фрагменты которого приводим ниже:
— ...Оценивая уровень сложности заданий, эксперты определяют, что 20% из них можно отнести к категории «легкие», 43% — «среднего (оптимального) уровня», 37% — «сложные»...
Таким образом, утверждение авторов обращения, что задания в тесте не соответствуют «школьной программе изучения иностранного языка», являются безосновательными.
Безосновательным является требование авторов письма «отменить обязательность прохождения тестирования по иностранному языку для поступления на непрофильные факультеты вузов Украины», ведь условиями приема в высшие учебные заведения, утвержденными соответствующим приказом МОН, иностранный язык не внесен в перечень обязательных предметов. Кроме того, абитуриенты, поступающие в высшие учебные заведения, где английский язык не является профильным вступительным экзаменом, смогут принимать участие в конкурсе независимо от количества баллов, полученных по результатам внешнего оценивания...
Считаем целесообразным сделать ударение и на том, что все абитуриенты, проходившие внешнее оценивание по английскому языку, выполняли одинаковый тест. Все их работы будут проверены и оценены по рейтинговой шкале, что даст возможность определить результаты для каждого участника.
Анализируя это обращение, считаем, что идеологами и вдохновителями развертывания информационной кампании о сложности теста по английскому языку являются репетиторы, которые, получив солидное денежное вознаграждение от родителей абитуриентов, не смогли должным образом подготовить последних к внешнему оцениванию и теперь подбивают молодежь на участие в митингах и других акциях протеста. К сожалению, к ним присоединились и представители отдельных педагогических коллективов школ, где, как правило, не обеспечивается надлежащий уровень изучения иностранного языка, что подтверждается результатами внешнего оценивания по данному предмету в 2009 г. Однако в Украинский центр оценивания качества образования поступает множество обращений, в которых представители ряда педагогических коллективов одобрительно отзываются о тесте по английскому языку и дают ему достаточно высокую оценку.