Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Столичное кольцо

Появится ли долгожданная большая объездная?
4 февраля, 2020 - 18:56
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Киевская городская власть опять начала работу над проектом большой кольцевой дороги вокруг города. Об этом заявил глава Киевской областной государственной администрации Алексей Чернышев. Пока, правда, лишь провели совещание и в который раз обсудили, как можно реализовать такой проект.

Эта дорога может стать одним и наиболее дорогих строительств в области. По оценкам экспертов она обойдется минимум в несколько миллиардов долларов. Пока большая кольцевая только в планах, но ее уже окружает такое большое количество проблем, что возникает вопрос, будет ли эта дорога построена вообще и действительно ли она настолько необходима столице?

15 ЛЕТ ОЖИДАНИЯ

Впервые о возможном строительстве большой кольцевой дороги заговорили в 2005-ом. Через три года после этого даже разработали и утвердили генеральный план будущего строительства. Согласно нему объездная протянется на 213 километров, 65 из них — это построенные раньше дороги, которые только реконструируют. Другие же — будут строить с нуля. Дорога будет проходить через Борисполь, Глубокое, Украинку, Глеваху, Ворзель и Старые Петровцы.

Самой сложной частью кольцевой дороги будут мосты. На юге, вблизи города Украинка, возведут восьмиполосный арочный мост через Днепр. На севере будет сразу два мостовых перехода. Один и из них через Днепр в районе водохранилища, другой — через Десну.

Проект планировали сделать максимально современным. На магистрали не будет светофоров и перекрестков, что должен защитить ее от заторов. Для удобства местного населения трассу оборудуют шумоизолирующими экранами и подземными переходами. Подумали здесь и о животных, для их свободной миграции хотят построить экотоннели. Вдоль трассы перестроят необходимую инфраструктуру, а проезд сделают платным.

Раньше начать работу на средства области возможности не было. Вложить деньги в такой масштабный проект сначала планировали немецкие инвесторы, впоследствии — китайские. В октябре прошлого года «Укравтодор» даже подписал договор о сотрудничестве с китайской компанией Poly Changda Engineering Co. Ltd. Они должны приобщиться к строительству первой очереди дороги: отрезка между Одесской и Житомирской трассами. Но старт проекту пока не дали.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

ДОРОГА ДЛЯ ГРУЗОВИКОВ

Главное назначение большой кольцевой дороги вокруг столицы — перераспределить поток грузовых автомобилей в обход города, чтобы не загромождать и так перегруженные легковыми автомобилями дороги и улучшить экологическую ситуацию в столице.

«Эта дорога пролегает на таком расстоянии, что нет смысла ехать через нее киевлянам или тем, кто живет и работает в столице, — объясняет директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр СЕРГИЕНКО. — Сначала нужно доехать до кольцевой, потом проехать по ней, вернуться назад в город —  это огромный крюк. Эта кольцевая имеет смысл лишь для транзитного транспорта и, возможно, она частично поможет жителям окрестных громад. Пока однозначно понятно, что она выведет большие фуры за пределы Киева, и это позитивный фактор».

В то же время эксперт по вопросам транспортного планирования Дмитрий БЕСПАЛОВ замечает, что проект большой кольцевой дороги вокруг Киева много лет существует на уровне идеи. По нему нет никаких расчетов. Поэтому то, что он улучшит ситуацию с трафиком в столице, — только предположение.

«Есть миф, что большинство проблем для Киева создают транзитный трафик, — объясняет Дмитрий Беспалов. — Это те, кто едет через Киев. Им нет надобности заезжать в город. Это могут быть фуры или другие автомобили. Такой трафик создает наибольшие проблемы в улично-дорожной сети. Но никто никогда не замерял количество этого трафика, и действительно ли он имеет такую разрушительную силу относительно нашей транспортной системы. Поэтому эффективность этого проекта все еще неизвестна и нормального современного технико-экономического обоснования никто не делал».

СТРОИТЬ — НЕГДЕ

Главная проблема, которая сопровождает идею кольцевой дороги, — отсутствие свободной земли для строительства. Все земельные участки, через которые будет проходить магистраль, — в частной собственности и, как рассказывает Александр Сергиенко, — это не случайно.

«Поскольку трасса проходит по территории области, когда утвердили план строительства, областные депутаты и приближенные к ним лица скупили землю, где должны были строить эту трассу. Часть трассы будет проходить уже по имеющимся дорогам, но к этим имеющимся дорогам впритык подходят бывшие совхозные земли, паи. По моей информации, вся земля, вдоль которой будет идти кольцевая, — раскуплена. Вы же понимаете, если сейчас есть двух— или трехполосная дорога, то будет идти шестиполосная. Плюс должна быть раздельная полоса. Нужно больше земли, и ее придется покупать».

В Земельном кодексе есть статья, которая позволяет изымать участки, которые находятся в частной собственности, для общественных потребностей. Тогда государство компенсирует владельцу рыночную цену земли. Но пока еще примеров, когда чиновникам и частным собственникам удавалось договориться, — очень мало. Не так давно необходимость выкупить землю у частных собственников стояла во время строительства Жулянского путепровода. Но проблему так и не решили.

«Когда строили Жулянский путепровод, нужно было отселить десять домов, — приводит пример Сергиенко, — но этого не смогли сделать, не договорились. То ли хозяева поставили слишком высокую цену,  то ли не хватило юридической ловкости, но теперь мы имеем на съезде с Жулянского моста в сторону Одесской площади постоянный затор».

Другая проблема — мосты. Мало того, что их строительство будет очень дорогим, в северной части столицы оно вообще под вопросом, утверждает Дмитрий Беспалов: «Мост по Киевскому водохранилищу должен проходить по части, где даже не полностью исследовано дно. Говорят, что там какой-то радиоактивный ил. Не знаю, насколько это правда, но это нужно выяснять».

ПОЛУКРУГ ИЛИ ХОРДА

Для того чтобы максимально обойти проблемные вопросы, эксперты советуют несколько упростить этот проект и оставить только самое необходимое. В частности Александр Сергиенко убежден: нет потребности замыкать эту дорогу в кольцо. Северное направление, где предусмотрено сооружение мостов по двум рекам, вообще мало востребовано. Поэтому эта дорога полностью могла бы обойтись и полукольцом.

«Дорогу замкнули в кольцевую, но важнейший участок — это юго-западный. Нужен участок ли на севере, да еще и мостовой переход через Днепр — это вопрос. Ведь у нас автомобили идут с запада, или — в южном направлении на Одесскую трассу, или дальше в сторону Чигирина, бывшее направление на Москву. Вот это — наиболее важная часть кольцевой дороги. Для транзитного транспорта этого будет достаточно. Мы сможем обвести фуры вокруг Киева», — подытоживает Сергиенко.

Дмитрий Беспалов видит идею несколько иначе и в противовес кольцевой предлагает так называемую хордовую дорогу. О ней часто вспоминают тогда, когда в очередной раз возникают трудности с реализацией кольцевой. Хордовая дорога должна проходить по городу, но в обход центральных улиц. Вероятно, может быть построена вдоль железнодорожных путей по направлению «Нивки — Бровары». Предварительно протяжность дороги должна была бы быть 24 километра. Она несколько сходна с объездной: также не должна иметь светофоров и перекрестков, но двигаться по ней может как грузовой, так и городской транспорт.

«Этот проект довольно эффективный, — утверждает господин Дмитрий. — Мы просчитали это с коллегами на определенной модели трассировки этой дороги. Она обслуживает внутригородские перевозы и отводит транзит от центра города. В настоящее время, если вам с запада города нужно где-то на Печерск, в верхний город, вы поедете через центр, потому что так будет самый краткий путь. А если построить такую дорогу, она создаст более быстрый, короткий, альтернативный путь. Центр столицы можно будет разгрузить от транзита. Цифры, которые мы получили, очень хорошие. К тому же, хордовая дорога, в том проекте, который мы считали с коллегами, выводит потоки на Дарницкий мост. Это единственный недозагруженный мост в Киеве. Эта дорога использует имеющуюся инфраструктуру, потому эта идея значительно  дешевле».

Правда, и этот проект усложнен земельными вопросами. Дорога будет проходить в санитарной зоне железнодорожных путей, где много гаражных кооперативов. Поэтому выделение земли тоже под вопросом.

Пока же чиновники не настроены отходить от основного проекта кольцевой дороги. По словам Алексея Чернышева, уже создана соответствующая рабочая группа, поэтому в ближайшее время вопросы с изъятием земельных участков решат на государственном уровне.

Елена БЕРЕЖНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ