В сентябре 2000 года Министерство культуры и искусств Украины приняло решение впервые принять участие в Биеннале в Венеции. Приказом Министерства культуры и искусств Украины комиссаром украинской национальной презентации на 49 Биеннале в Венеции назначен Евгений Карась, куратором, ответственным за разработку творческой идеи презентации и ее воплощение, директор Центра Современного Искусства Ежи (Юрий) Онух.
С сентября прошлого года осуществлением презентации занимается рабочая группа и международные коллеги, которые занимаются технической помощью нашей презентации в Венеции. В декабре определены художники- репрезентанты Украины на 49 Биеннале, каковыми стали учредители Фонда Мазоха Игорь Подольчак и Игорь Дюрич. В январе 2001 фонд «Про Гельвеция» предоставил грант на изготовление части творческих работ украинской презентации, а компания «Австрийские Авиалинии» согласилась быть официальным перевозчиком презентации. Невзирая на это, Союз художников Украины постоянно оказывает давление на министра культуры с требованием сместить назначенных комиссара и куратора, мотивируя свое требование тем, что единственное и монопольное право представлять украинское искусство на международных фестивалях имеют ее члены. На прошлой неделе страсти вокруг Биеннале и фигуры самого куратора разгорелись с новой силой. Почему? Сам Онух считает, что творческое событие и сами художники используются представителями номенклатуры в личных целях.
— Прошло уже десять лет независимости, но Украина, сознаемся, не присутствует в международном культурном пространстве. И за этот срок никто — ни Союз художников, ни Академия искусств ничего не сделали для присутствия на Венецианском биеннале. Более того, почему не появились протесты и открытые письма в сентябре, когда мы предложили организовать украинскую презентацию? Потому, что тогда не было ясно, будут ли деньги, ибо подтверждение этому появилось только в январе. А когда еще выяснилось, что их довольно много (в бюджете заложено на презентацию 800 тыс. гривен, которые пока, кстати, остаются только на бумаге), то Союз возмутился: почему Онух, а не мы? В свою очередь и у меня возникают вопросы: почему группа людей, которая имеет свои корпоративные интересы, должна иметь влияние на культурную политику государства? А сейчас они еще используют элемент политической игры в связи с тем, что я подписал письмо украинской интеллигенции с призывом следовать свободе слова. Мол, может ли «ренегат» заниматься украинской презентацией? А по существу, мы сейчас становимся свидетелями саботажа украинских культурных и творческих интересов. Трагично то, что люди, ответственные за имидж украинской культуры в мире, бессознательно (хотелось бы верить) становятся орудием в руках людей, лишенных любых принципов. Еще больше испортить имидж Украины, кажется, уже невозможно, а следовательно — какая разница?
Интервью с Юрием Онухом читайте в ближайших номерах «Дня»