Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Свобода или Независимость?

24 января, 2005 - 20:47

Киевский городской совет решил изучить возможность переименования майдана Незалежности в площадь Свободы. Как передают «Українські новини», об этом сказал мэр Киева Александр Омельченко на сессии Киевсовета 21 января. Комиссия, по словам мэра, подаст 27 января на рассмотрение очередной сессии Киевсовета свои предложения о целесообразности переименования майдана Незалежности в площадь Свободы. Омельченко не исключил, что Киевсовет организует референдум, на который вынесет вопрос о переименовании. По этому поводу «День» решил задать своим экспертам вопрос о том, насколько целесообразно воплощать очередную инициативу столичных властей в жизнь.

Олег СУХОРУКОВ, директор Фонда содействия правовым и политическим реформам, адвокат:

— Я всегда был ярым противником всякого действия, которое приводит к тому, что народ забывает свою историю. Все мы знаем, что Майдан в свое время получил нынешнее название неспроста: волеизъявление украинцев в 91-м — великое и выстраданное событие. То, что происходило на площади в последние несколько месяцев — конечно, не менее значимо. Но без первого не было бы второго. Так что мне кажется, что смысл оранжевой революции прекрасно отражен и в старом «имени» Майдана.

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:

— Главное, чтобы инициатива столичного главы не вылилась в очередную массовую перестройку площади, ведь, по логике, архитектурный облик Майдана должен будет соответствовать новому названию...

Не думаю, что «независимость» стоит заменять «свободой» — эти понятия родственны, но «свобода» не имеет, скажем так, нужной глубины. Оно уместно, когда страна официально меняет общественный строй — допустим, социализм на капитализм, тиранию на демократию. Но задекларировать эту смену на государственном уровне и дождаться того, чтобы она «правильно» улеглась в головах у людей — разные вещи. Кроме этого, свобода бывает разной. Осмысленная свобода — это независимость и есть. Последнее только-только, но уже начинает у нас приживаться. Так что отношусь к идеям столичной власти как к очередной PR-акции «имени себя».

Владимир ПРЯДКА, глава Национального союза мастеров народного искусства Украины:

— В свое время Святославов Яр был переименован в улицу Чапаева — весьма рядовой, к слову, фигуры гражданской войны. Думаю, далеко не каждый нынче вспомнит о том, кем же был этот Святослав, какую роль сыграл в истории державы. Подобные примеры — многочисленны. А ведь очевидно, что традиции живут также и в названиях улиц: меньше образов — хуже с исторической памятью. Слово «независимость» — вызывает память о том, что произошло в Украине 14 лет назад, со временем станет напоминать и о событиях недавних, поскольку отражает суть и цели оранжевой революции. Свобода — понятие слишком абстрактное, и в данном случае ни с чем не ассоциируется.

Любовь ТИТАРЕНКО, руководитель театра «Браво»:

— Хочется спросить столичную власть: не устала ли она переименовывать? Дело даже не в том, что на это тратятся средства. Просто не с этого следует начинать, а с ухоженных клумб и тротуаров, достаточного количества на киевских улицах зелени, мусорных корзин, фонарей и так далее.

Кроме того, не следует умалять значения того, что происходило на Майдане, с помощью куда более узкого понятия. Уж если так хочется, можно установить на Майдане мемориальную таблицу, увековечивающую «оранжевые» события. Но не более того.

Владимир ШКОДА, философ:

— Семантически слово «независимость» куда более отвечает пафосу (в хорошем смысле слова) двух главных событий новейшей истории Украины. Свобода — понятие изящное, но в то же время неопределенное: в нем масса аспектов, о которых до сих пор размышляют историки и философы. Понятие «независимость» в полной мере выразило дух, значение для Украины момента распада Союза. Ведь быть независимым подразумевает и необходимость определиться с вектором: когда человек, страна обретает свободу «от», следует определить для чего, ведь с этой свободой надо что-то делать. Недаром, наверное между двумя еврейскими праздниками — Песахом и Шавуотом — небольшое временное расстояние. Первая дата — день, когда евреи освободились от египетского гнета, вторая —день, когда им была дарована Тора: книга, которая дала возможность сориентироваться на будущее. Можно сказать, что в последние несколько месяцев Украина как раз и подтвердила то, что она определилась со своей ориентацией. Так что смысла менять название площади я не вижу.

Подготовила Наталья МЕЛЬНИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ