Николай Мельниченко или работает на российские спецслужбы, или сошел с ума. Примерно так Борис Березовский через своего человека, руководителя «Фонда гражданских свобод» Алекса Гольдфарба прокомментировал сенсационное заявление бывшего майора госохраны о том, что Березовский собирается манипулировать записями в кабинете президента Леонида Кучмы в интересах спасения Кучмы от криминальной ответственности, а также — в своих собственных политических и экономических интересах. По словам Гольдфарба, его фонду удалось установить, что в конце прошлого года до президентских выборов в Украине Мельниченко несколько раз бывал в Москве и встречался с руководством ФСБ. «Все это для меня выглядит как хитрая операция со стороны ФСБ, которая ставит своей целью действительно вывести Кучму из-под ответственности по делу Гонгадзе, дискредитировав Николая, как основного свидетеля, его же собственными руками», — сказал Гольдфарб (цитируется по: www.korrespondent.net).
Сам Березовский, как уже сообщалось, заявил на днях, что у него есть все записи, которые были сделаны Мельниченко. Из этих записей Гольдфарб обнародовал несколько фрагментов, касающееся журналиста Георгия Гонгадзе, где фигурируют уже хорошо известные «пленочные персонажи», такие как Леонид Кучма, Вячеслав Пиховшек, Леонид Деркач, Юрий Кравченко, Владимир Литвин, а также — новое лицо — ныне близкий соратник Виктора Ющенко Александр Зинченко (сам Зинченко вчера это опроверг). При этом Гольдфарб заметил, что они не собираются утаивать каких-либо фрагментов в связи с тем, что там содержится компрометирующая информация на новую украинскую власть.
Таким образом, создается впечатление, что мы имеем дело с какой-то из двух вещей. Во-первых, перед нами может разыгрывается очередной виток кассетного скандала, в котором дело Гонгадзе пытаются подсунуть Президенту Ющенко, — похоже на то, что Березовский все-таки получил пленки, и а значит, будет их использовать в своих интересах. И наверняка, что не только в Украине, но и для борьбы против президента Путина. Во вторых, мы действительно можем иметь дело с попыткой дискредитации пленок. Последнее, если предположить, что информация о контактах Мельниченка с российским ФСБ соответствует действительности, выглядит тоже вполне вероятным.
Дополнительные и весьма важные детали дела Гонгадзе вчера в интервью газете «Факты» обнародовал председатель парламентской комиссии по расследованию этого преступления, полковник СБУ Александр Жир. Что касается версии о якобы похищении журналиста «под пленки», то А. Жир ответил: «Первым эту версию выдвинул я. Я же хочу ее и «задвинуть». Конечно, она не очень удобна — и тем, кто был при власти, и некоторым из тех, кто сегодня занимает высокие посты. Нынче дискутируют: давал Кучма команду убивать журналиста или не давал. Записей, где было бы свидетельство того, что Кучма такую команду давал, я не знаю, но в тех эпизодах на пленках, которые были посвящены разговорам о Гонгадзе, как известно, есть его указания действовать на Гию». Отвечая на вопрос газеты о мотивах экс-президента, экс-депутат подчеркнул: «С чем связано это преступление? На мой взгляд, и с журналистской деятельностью, и с другими вещами. В определении мотивов нам помогли и рассказы журналистов, хорошо знавших Гию. Считаю, что нужно смотреть, кому в ближайшем окружении экс- президента он очень не нравился. К сожалению, сейчас я больше ничего не могу сказать».
Вчера, 1-го апреля (как по заказу в День дураков), в СМИ, через агентство Интерфакс-Украина, была слита еще и версия о том, что якобы прослушивание кабинета Леонида Кучмы организовал Евгений Марчук. Об этом заявил экс-подполковник ФСБ Александр Литвиненко, которого давно считают человеком Березовского. Бросается в глаза, как молниеносно Интерфакс разместил слив офицера ФСБ, и как быстро ее распространили украинские СМИ — в утвердительном тоне и без намека на другую точку зрения. Версия, размещение которой организовано через Интерфакс, является, похоже, частью давней кампании по выводу из «зоны ответственности» заказчиков и организаторов убийства Гонгадзе.
«Бред сивой кобылы», удачно сочетающийся с Днем дурака
Такой была реакция Евгения Марчука (по телефону):
«Попытки повесить на меня «кассетный скандал» и «дело Гонгадзе» уже были запущены. А заказчиками остаются те, кто панически боится неизбежного раскрытия всей преступной схемы: заказчиков, организаторов убийства Георгия. И сейчас делается все для того, чтобы отвлечь внимание от подлинных виновников. Новостью в этих инсинуациях можно считать только то, что появилась попытка подсоединить ФСБ. Мне, кстати, было бы интересно знать официальную позицию ФСБ по поводу полномочий Литвиненко в этом вопросе. Кстати, как известно, сам Николай Мельниченко, на которого ссылаются, заявлял публично, что ни Марчук, ни Мороз к прослушиванию кабинета президента никакого отношения не имеют.
Я категорически опровергаю и отвергаю попытки очередной дискредитации и какой-либо привязки меня к «кассетному скандалу». И 1 апреля, и во все последующие дни».