Когда встречаются и о чем-то говорят между собой украинские и грузинские чиновники, всегда допускается, что настоящих тем — всего две, причем очень связанных между собой. Нефть и СНГ — Россия. После киевских переговоров министра иностранных дел Грузии Ираклия Менагаришвили, и еще и накануне назначенного на 2 апреля саммита СНГ объявлено, что «позиции двух стран полностью совпадают». Насколько они совпадают на самом деле — вопрос, ибо Грузия в последнее время явно дрейфует от, по крайней мере, российского доминирования в СНГ. Украина скорее наоборот.
Тбилиси и Киев едва ли не впервые за последнее время разошлись во взглядах, когда Борис Ельцин решил освободить Березовского. Тогда Эдуард Шеварднадзе не скрывал своего раздражения и заявлял, что так не делается. Леонид Кучма сначала полностью поддержал явное самоуправство Ельцина — притом, что сам и предлагал Березовского, потом немного «отыграл назад». Грузия сначала попросила со своей территории российских пограничников, потом — другие российские войска, несколько раз высказалась, что ни Россия, ни СНГ нисколько не содействуют урегулированию в Абхазии. Далее — Тбилиси вышел из Ташкентского договора о коллективной безопасности, вместо этого предлагает создать грузинско-азербайджанско-украинский миротворческий батальон для охраны нефтепровода Баку — Супса. Неформальное объединение ГУАМ (Грузия, Азербайджан, Украина, Молдова) сегодня для Тбилиси выглядит значительно более привлекательным, чем СНГ.
Украина за это время многократно заявляла, что без России — никуда и никогда. Ратифицировано вступление Украины в Межпарламентскую ассамблею СНГ, спикер Верховной Рады Ткаченко уже заявляет об общем оборонном, экономическом и законодательном пространстве Украины с Россией и Беларусью, и все при молчаливом согласии Президента Кучмы. По его представлению ратифицированы соглашения о базировании Черноморского флота России до 2017 г. Уже никто в Киеве не вспоминает, что Украина не подписала устав СНГ, следовательно — не является членом Содружества. Т.е. векторы Грузии и Украины, похоже, несколько расходятся. Нефть — то, что может объединить две республики. Но пока что о значительных объемах экспорта каспийской нефти через Грузию и Украину речь не идет. Правда, Кучму ожидают на открытии терминала в Поти — поэтому, может, когда-то дождемся и открытия терминала под Одессой при участии Шеварднадзе, Алиева и других желающих.