Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Театр поставил пьесу о самом себе

29 февраля, 2000 - 00:00

А иногда всем этим очень хочется поделиться с окружающими. И тогда театр ставит пьесы о самом себе. На этот раз Театр русской драмы им. Леси Украинки поставил пьесу А. Богдановича «Маскарадные забавы» (премьера состоялась в субботу). Пьеса не Бог весь какая, но сюжетный ход ее оказался почти беспроигрышным. «Маскарадные забавы» — своеобразный парафраз жизни итальянского театра XVIII века — века Карло Гольдони. Благодаря ему, написавшему 222 пьесы, итальянский театр расцвел, а одряхлевшая comedia del’arte обрела второе дыхание. Гольдони был фанатически предан театру и верил в то, что он способен изменить жизнь и людей, стоит только показать им самих себя в зеркале искусства сцены. Наивно? Конечно. Красиво? Без сомнения. И свою собственную жизнь он также проверял мерками искусства из самых потаенных ее глубин, рождая сюжеты и героев.

Вот об этом, собственно, «Маскарадные забавы» в их сценическом варианте. О последней любви рано постаревшего маэстро, что заставила его бежать из Венеции, бросить столь любимую труппу Медебака. Но эта же трагедия обманутого чувства родила один из шедевров Гольдони — его «Трактирщицу». А что же труппа? Она осталась верна себе — нашла другого драматурга — аббата Кьяри, и продолжала играть теперь уже его драматургию. Ибо праздник должен продолжаться. Чтобы вот так — без жеманства, излишнего кокетства, с иронией и пониманием рассказать о театре, в нем надо прожить немало лет. Знать его изнанку, моменты торжества таланта и горечь неудач. И не бояться быть простым, не ждать с опаской, что тебя — режиссера — обвинят в незатейливости рисунка или в простоте поднятой темы. Мне по душе этот посыл М. Резниковича в «Маскарадных забавах». Он сказал в этом спектакле все, что считал нужным сказать. И не нужно требовать большего. А нужно просто любоваться красивыми, затейливыми и крайне выразительными масками А. Вакарчука — художника спектакля, что заполняют собой всю сцену, становясь в руках актеров действующими лицами. Они и смешны, и страшны одновременно, они неотступно следят за вами, они высвечиваются при наборе света первыми и держат вас в плену магии театра, заставляя относиться к происходящему на сцене серьезно, ибо с театром, кто из служащих ему с этим не сталкивался?! — шутки плохи и Бог знает, что в нем может случиться в следующий момент. Поэтому так дробен рисунок мизансцен, так переменчив свет, так переливчаты актерские интонации. Действие катится в режиссерски ускоренном ритме, интрига набирает обороты. А там, где зрителю нужна смысловая точка, ее дадут с помощью безотказного театрального приема — музыки и арии, дуэта, трио. Музыка Виктории Шпаковской — красива, насыщена эмоциями, разнообразна по ритмике, точна по интонациям. В основе песен — поэзия А. Блока, Ф. Тютчева, Р. Бернса, У. Шекспира, Т. Готье. Их хочется напевать, и не удивлюсь, если вскоре они станут городскими шлягерами.

Молодое поколение Театра русской драмы — запело. И затанцевало. В балетмейстерском рисунке Аллы Рубиной выявлен и характер персонажей, и общая тональность мизансцен, и атмосфера самого действия. А в целом в «Маскарадных забавах» театр возвращен к самому себе, к своей синтетической природе, о которой часто, много и с удовольствием говорят профессионалы, но весьма редко выявляют ее в конкретике спектаклей.

Здесь актерское существование при еще большей мере условности должно оставаться столь же естественным и драматически напряженным. Здесь психологический рисунок роли требует не меньшей выстроенности и исполнительской самоотдачи. В целом и главном «Маскарадные забавы» это сочетание сохраняют. Прочерчены действенные линии любовного треугольника Теодора (Н. Кудря) — Гольдони (О. Треповский) — Маддалена (Н. Доля). Есть характерное окружение — Меддебак (Ю. Савельев), Коллальто (Е. Лунченко), Джулия (С. Мельская), Арлекин (Д. Савченко), Джузеппе (В. Терещук). Точно вписаны в пространство спектакля дзанни — слуги просцениума в театре comedia del’arte.

Жанр «Маскарадных забав» театр определил как «веселую историю со смехом и слезами». Не скажу, что по общему настрою спектакль вышел веселым, скорее, грустно-ироничным. А в общем, в нем все, как в жизни, а значит, и как в театре — радости и огорчения, и беды, и любовные поражения, и профессиональные победы. Так было всегда, и так будет всегда, пока есть жизнь, и пока жив Театр.

Марина ГРИНИШИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ