В конце марта в Киеве пройдет четвертая церемония награждения лауреатов Национальной премии «Телетриумф» — по итогам 2003 г. «Главное отличие премии этого года — то, что в Украине реально появилась серьезная конкуренция в телевизионном искусстве, в каждой области. Это касается и режиссеров, и операторов, и ведущих, и представителей других телевизионных профессий», — сказал член Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Виктор Павленко на пресс-конференции во вторник. Насчет «и режиссеров, и операторов, и ведущих» спорить не хочется. А вот, что касается серьезной конкуренции «в каждой области» ТВ, то обнародованный список номинантов премии вызывает некоторые сомнения в этом.
С информационными программами дела обстоят более- менее неплохо — по крайней мере, количественно (семь номинантов). А вот, например, с детскими... Из четырех номинированных программ две — «Самый умный ребенок» («1+1») и Интеллект-шоу «LG- Эврика» («Интер») — смотрелись бы уместнее в номинации «Игровая программа». А названия еще двух — производства региональных ТРК — мало что скажут большинству украинских зрителей. И получается, что на самый представительный форум украинских телевизионщиков не было представлено ни одной (!) детской программы «общенационального значения». И хотя заявок в этой номинации было подано 29, вряд ли найдется хоть один украинский телезритель, который способен навскидку, не задумываясь, назвать три-четыре детских телепередачи отечественного производства. Какая уж тут конкуренция...
Не менее грустные мысли вызывает номинация «Фильм, сериал». Именно эта продукция — один из китов, на котором держится современное ТВ. Но... 16 заявок — звучит вроде бы обнадеживающе. Однако в числе четырех номинантов — два новогодних мюзикла «Интера»: «За двумя зайцами» и «Фигаро», которые не представляют жанр в чистом виде. Кстати, исполнители ролей в этих мюзиклах — Андрей Данилко (за работу в «Фигаро») и Алла Пугачева (за роль в музыкальном «римейке» «За двумя зайцами») — попали в номинацию «Актер, актриса». Что касается Данилко — да. Если кто и сомневается в актерском «триумфе» примадонны российской эстрады, то только не представители «Интера»: каждый канал сам определял, какие программы и кандидатуры выдвигать на соискание премии.
Наверно, именно эта особенность порядка подачи заявок сказалась на том, что в номинацию «Публицистическая программа, документальный фильм», которая и так не «изобилует», не попали очень достойные спортивно-патриотические фильмы Сергея Долбилова («1+1»). (Правда, сам режиссер оказался в своей профессиональной номинации с фильмом «Шевченко. Соло для Андрея»).
Проблема, конечно, не в самой премии, основанной Нацсоветом по вопросам ТВ и РВ. И задачи «Телетриумфа», одна из которых — «создание на телевизионном рынке Украины здоровой конкурентной среды» — благородны. Просто о триумфе во всех областях телевизионного искусства говорить пока, пожалуй, рановато. Да, радует, что заявок, поданных на соискание премии, все больше (в этом году — 360), что премия проводится на все более высоком организационном уровне (начиная с этого года, поочередно на ведущих каналах Украины будет осуществляться ее трансляция). И все же чем-то списки номинантов напоминают данные медосмотра: этот орган функционирует нормально, другой — не очень, а тот — вообще удален...
В связи со всем этим вспоминаются слова председателя совета директоров «1+1» Александра Роднянского, сказанные им недавно на брифинге в Киеве. «Если вы увидите в конкурсе «Телетриумф» не одни и те же программы на протяжении нескольких лет, часть из которых сделаны, ко всему прочему, из закупленных материалов, вот тогда это не будет поражением... Мы тяжело работаем над тем, чтобы сделать украинское ТВ интересным. Если нам кто-то говорит, что они уже сделали, вы в состоянии определить, так это или не так»...