Все они, независимо от пола и возраста, похожи друг на друга, как близнецы. Одинаково ходят — волоча ноги по полу, одинаково говорят — монотонным плаксиво-агрессивным тоном, одинаково выглядят — неряшливо и запущенно. Они назойливы, капризны, смотрят непонимающим мутным взглядом и не интересуются почти ничем, кроме своего состояния в данную минуту. Это поверхностное впечатление о наркоманах, которое возникает у неискушенного человека, впервые попавшего в наркологическое отделение по делам служебным, оказывается, имеет под собой вполне реальные основания. «Да, наши больные часто имеют настолько похожие истории жизни и болезни и ведут себя так одинаково, что просто диву даешься, — говорит заведующая отделением Луганского областного наркологического диспансера Людмила Татарова. — Кажется, что кто-то написал для них своеобразный гибельный сценарий и они неукоснительно ему следуют».
Впрочем, сценариев существует несколько. Самый распространенный выглядит так: родившийся в неблагополучной семье ребенок, иногда с врожденными умственными и психоэмоциональными проблемами, иногда относительно здоровый, с детства предоставлен самому себе, поскольку родителям не до него. Врастание в социум происходит трудно и неэффективно, адекватные жизненные установки и нравственные критерии формируются плохо, а в качестве родной и дающей защиту группы предпочитается компания сверстников с асоциальным поведением. Употребление наркотиков начинается естественно и незаметно, как неотъемлемая часть существования в привычной среде. Уже в подростковом возрасте начинаются проблемы с милицией. В лучшем случае юные наркоманы попадают к врачу до судимости за хранение и сбыт наркотиков, но чаще — когда следствие назначает экспертизу. Другой вариант — употребление наркотиков начинается как атрибут богемной жизни в студенческой среде. При этом вполне благополучные и любящие родители годами могут не замечать исколотых рук, безразличного взгляда, раздражительности своего чада. В какой-то момент, однако, становится уже трудно определить, кто из наркоманов был когда-то студентом, а кто и пяти классов не окончил. Тогда специалисты говорят о нивелировании личности — одном из основных психологических симптомов сформированной зависимости от наркотиков.
Долгое время в нашей стране на проблему наркомании особого внимания не обращали. С алкоголизмом боролись, как умели — то репрессивными мерами, то открытием все новых стационаров, то «сухим законом», то закрытием вытрезвителей, а наркоманов у нас как бы и не было. Только когда в стране появились первые ВИЧ-инфицированные и оказалось, что значительную часть группы риска составляют иньекционные наркоманы, власти, общественность и врачи забили тревогу. Последние годы показатели роста заболеваемости по всей Украине стабильно высокие, и пока нет никакой тенденции к сокращению числа наркозависимых. К тому же, с каждым годом контингент страдающих наркоманией омолаживается, спектр наркотиков и других психоактивных веществ расширяется, и есть явная тенденция ко все большему распространению тяжелых наркотиков.
Летом этого года Кабинет Министров принял Государственную программу противодействия незаконному обороту наркотиков и токсических веществ. Это стратегический, концептуальный документ, определяющий приоритеты государственной политики в этой сфере и рассчитанный на период до 2010 года. На основе государственной программы в Луганской области разработана и принята региональная программа, утвержденная распоряжением губернатора. По этой программе уже начали работать все заинтересованные учреждения и организации — медицинские, силовые, педагогические, общественные.
«Программа имеет два важнейших направления, — говорит главный врач Луганского областного наркологического диспансера, заместитель председателя Координационного совета по предупреждению наркомании, токсикомании и алкоголизма Николай Овчаренко. — Мы должны, с одной стороны, добиваться снижения предложения наркотических средств, и этим занимаются правоохранительные органы, СБУ, отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. А с другой — планомерно работать над снижением спроса. Здесь — огромное поле деятельности для всех соответствующих государственных и негосударственных институций. Только в облгосадминистрации проблемой занимается несколько управлений — здравоохранения, образования, спорта, молодежной политики. А еще мы контактируем с религиозными организациями, благотворительными фондами, общественными комитетами».
Кстати, по мнению специалистов, именно религиозные организации могут сыграть существенную роль в профилактике наркомании и в реабилитации прошедших курс лечения наркозависимых пациентов. «Наше православное, общинное сознание способствует тому, что человек всегда очень зависит от своего социального окружения, от коллектива, компании, группы. А в формировании наркомании зависимость от групповых норм и стандартов поведения сильно усугубляет ситуацию. Когда врач приступает к лечению наркомана, он должен стремиться к тому, чтобы пациент преодолел не только зависимость от наркотика, но и зависимость от группы, с которой он себя отождествляет. Здесь могут очень помочь православные священники, создающие реабилитационные центры по принципу общины», — говорит Николай Овчаренко. Сегодня в области работает только 2 таких центра — в Ровеньках и Краснодоне, но их должно быть больше.
Луганская область по числу больных наркоманией и токсикоманией, по числу выявленных фактов незаконного оборота наркотиков в Украине не лидирует. Мы занимаем 12—13 место. Оптимист скажет — дела совсем неплохи, есть области, далеко обошедшие нас по этим грустным показателям. Реалист же вспомнит, что Луганск, с одной стороны, — город не портовый и не столичный, то есть, напряженному наркотраффику тут быть не с чего, а с другой — что в области есть немало депрессивных городков и поселков, где жизнь замерла, где нет ни работы, ни развлечений, и это провоцирует молодежь на употребление алкоголя и наркотиков. Впрочем, у специалистов до сих пор нет единого мнения о том, что больше способствует росту числа наркоманов. «В любой стране, в том числе, и в Украине, некоторое число наркозависимых будет всегда. Какой-то процент населения страдает ведь психическими заболеваниями, независимо от успехов психиатрии. Так же и с наркоманией. Профилактика, как бы банально это ни звучало, должна быть во главе угла. И профилактика умная, изощренная, опирающаяся на современные психологические и педагогические разработки», — подчеркивает главный областной нарколог Николай Овчаренко.
Луганский областной наркологический диспансер имеет среди специалистов Украины заслуженную репутацию медицинского учреждения, давно и неформально занимающегося профилактикой нарко- и токсикозависимости. «Я работаю с подростками уже около десяти лет, — рассказывает подростковый врач-нарколог, заведующий дневным стационаром Виктор Мещеряков. — Все эти годы мы, конечно, занимались профилактикой. И опыт показал, что никакая лекция, никакая пропагандистская литература не дают такой пользы, как интерактивные методы. Когда ребята 13-14-15 лет имеют возможность услышать от своего сверстника историю его болезни, его борьбы с ней, поражений и побед, которых, увы, намного меньше; когда они могут сами увидеть его исколотые и изрезанные руки, эффект достигается очень весомый».
Бывшая студентка МГУ, употребляющая в свои 19 все виды тяжелых наркотиков и попавшая в отделение через 10 дней после родов (ребенок имеет врожденную наркозависимость), вызывает у девятиклассников настоящий шок непринужденностью манер и беспечно веселым настроением... Бывший учащийся спортинтерната, после травмы колена вынужденный оставить футбол и ничего больше не умеющий в жизни, с тоской говорит о том, что пережил в свои неполные 17 лет, и с надеждой — о планах на будущее… Бахвалится опытом 14-летний пацан, воспринимающий все, что с ним происходит, как веселое приключение — а попал в больницу, между прочим, из-за передозировки «винта», чуть не умер… Потом ребята пишут небольшие сочинения о том, какие впечатления они вынесли из общения с пациентами диспансера. Общее настроение — шок, испуг, жалость. Может быть, для кого- то из них этот опыт станет новой «точкой сборки»?
Общество пока не осознает в полной мере всю опасность распространения наркомании. В профилактике и пропаганде задействованы не все, кому это положено по долгу службы, и совсем мало тех, кто занимается этим по долгу совести. Нравы тоже сильно упали в последнее время. 15-летняя дочь моей приятельницы летом отдыхала в детском санатории на море, а вернувшись, рассказывала, что на территорию санатория приходили взрослые и предлагали всем желающим купить марихуану. Ребята, говорит, покупали, тайком курили, а потом были странные какие-то, много смеялись и просили побольше еды. А воспитатели ничего не заметили...
Но кто-то же скажет наркотикам «нет»?