Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Торговля «рабочей силой»:

как сделать ее выгодной для граждан
17 марта, 2004 - 00:00

Мадридские теракты заставили содрогнуться многих украинцев. Несмотря на то, что до начала курортного сезона еще как минимум два месяца, в Испании сейчас находится около 100 тысяч наших соотечественников. В основном это — трудовые мигранты. По информации посольства Испании в Украине, въезжают они в страну, как правило, по туристическим визам. Затем превращаются в нелегалов, затягивая свой «отпуск» на неопределенное время.

Впрочем, испанский вариант нельзя назвать оригинальным — таким же образом зачастую выезжают на заработки в Италию, Чехию, Германию, Португалию, Турцию. Сосчитать всех нелегалов украинского происхождения — все равно что определить количество колосков на поле. Тем не менее, определенные данные существуют. К примеру, согласно официальной информации Госкомграницы, в Португалию за 2000—2002 годы выехало всего 105 человек. Зато в Лиссабоне местные СМИ называют цифру в 150—200 тысяч украинских мигрантов. Аналогичная ситуация и с Турцией: данные нашего посольства в этой стране и турецкого представительства в Украине разнятся как минимум втрое.

Эти цифры, а если быть точнее — истории из жизни «незадокументированных работников» (так часто называют нелегалов), заставляют экспертов неоднозначно относиться к трудовым вояжам украинцев. Мигранту, не ставшему на консульский учет, надеяться на легкий хлеб не приходится. При оформлении на работу, как выяснила при подготовке специального доклада Уполномоченный по правам человека Нина Карпачева, они, как правило, заключают устную договоренность. Потом работодатель об обещанных суммах «забывает», да и о комфортных и безопасных условиях труда — порой тоже. Исследование, проведенное Минтруда, показало, что две трети трудовых мигрантов работают более 10 часов в сутки. А бывает и по 18. Живут они в тесных комнатах или строительных вагончиках, и нередко, дабы их не рассекретили, выходят на улицу только в сумерки.

С не райскими условиями могут столкнуться и легальные мигранты. Разница лишь в том, что о состоящих на консульском учете знают, и если возникнут какие- либо неприятности, всегда помогут. Однако эту «страховку» мигранты игнорируют по нескольким причинам. Во-первых, туристические фирмы, которые занимаются еще и трудоустройством за границей, заявляют о себе довольно активно. Притом, что нередко из сотни рекламирующих такие услуги контор лицензию на подобную деятельность могут иметь лишь две. Во-вторых, в небольших населенных пунктах очень любят идти по стопам соседей. В том смысле, что там безгранично доверяют опыту друг друга, и в некоторых селах уже сформировались устойчивые «трудовые маршруты». И наконец, в нелегалах заинтересованы сами работодатели: это дает им возможность меньше тратиться и избавляет от обязательств перед работником.

В то же время, как известно, едут за заработки украинцы отнюдь не из-за дефицита ощущений. Как правило, это люди безработные или с очень низкими доходами. К примеру, девушка работающая в Греции, в откровенном разговоре с Ниной Карпачевой призналась: «Если бы я могла в Украине получать ежемесячно хоть 200 гривен, никто не смог бы меня уговорить ехать на заработки». Доходы же у трудовых мигрантов — не самые плохие. И это притом, что получают они в 3—4 раза меньше, чем заплатили бы за аналогичную работу местным жителям. По некоторым экспертным оценкам, все выехавшие за границу украинцы в общем зарабатывают до 2 млрд. гривен в месяц. Исследование, проведенное в 2001 году в Тернопольской области, показало, что финансовые поступления от мигрантов в регион составляют 100 млн. долларов в год. Для сравнения — областная программа привлечения иностранных инвестиций составляет всего 13,4 млн. гривен, или 2% от привезенных мигрантами суммы. Более того, мировой опыт подсказывает, что трудовая миграция — неплохой рецепт для улучшения экономической ситуации в стране. К примеру, в Мексике мигранты привозят в страну до 10 млрд. долларов в год. И многие страны не стесняются признаться в том, что для них одна из основных статей дохода — торговля рабочей силой.

Имеются и другие примеры. Достаточно вспомнить опыт Италии, Греции и Югославии. Сначала выходцы из этих стран массово ринулись зарабатывать в Западную Европу, а сегодня эти государства — основные реципиенты рабочей силы. В Югославии, например, чтобы ускорить «работу» привезенных гражданами денег, для бывших мигрантов разработали специальные программы. Когда они собирались открыть собственное дело, им предоставлялись кредиты под минимальные проценты, а кроме того, там существовали налоговые льготы при ввозе в страну валюты.

Правда, по мнению заведующего отделом социально-экономической и демографической безопасности Национального института проблем международной безопасности при СНБО Александра Хомры, чтобы Украина получала дивиденды от трудовой миграции, должно пройти еще немало времени. Пока же привезенные из-за границы деньги разве что пополняют теневой бюджет. Кроме того, не помешало бы создать выездно-въездной баланс. Если, скажем, для стран Латинской Америки, откуда активно едут на заработки, демографическая проблема не актуальна, то в Украине в последние годы смертность стабильно превышает рождаемость. В Европе, как известно, также столкнулись с проблемой старения нации. И Старый Свет уже получил наставление ООН: чтобы через 25 лет конкурировать на глобализированном мировом рынке, странам ЕС нужно привлечь 135 млн. иммигрантов. Посему, считают эксперты, в ближайшем будущем европейские страны будут приветствовать и трудовые потоки. А значит, у Украины на повестке дня стоят вопросы: во-первых, создавать рабочие места дома, а во-вторых — добиваться легализации своих за рубежом.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ