Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тотальная «профилактика»

12 июня, 2004 - 00:00

Значение йода для человеческого организма не исчерпывается его антисептическими свойствами. Этот химический элемент играет важную роль в нашей жизнедеятельности и развитии. Почти весь йод нашего организма концентрируется в щитовидной железе — органе, который производит два гормона — тироксин и трийодтиронин. Они регулируют ритмы обмена веществ, а значит, физической и психической активности организма, его развития.

Дефицит йода приводит к очень серьезным последствиям. Умственное развитие ребенка, ощущающего этот дефицит, проходит с существенными задержками. В конце концов при значительной запущенности этой болезни, ребенок рискует вырасти умственно неполноценным. Сказываются и сугубо внешние признаки этой патологии: щитовидная железа пытается наверстать выработку своих гормонов за счет увеличения своей массы, в результате на шее растет опухоль — так называемый зоб.

Вместе с этим возникает целый ряд других нарушений в организме, снижается его активность. При этом причину таких патологий, в отличие от многих известных болезней, устранить довольно легко. Достаточно нормализовать поступление йода в человеческий организм, скажем, с едой или в виде лекарств. Программы борьбы с йододефицитом являются очень важными направлениями деятельности здравоохранения в цивилизованных странах, а с другой стороны, они вполне реальны в смысле получения конкретных результатов.

Недавно в Киеве состоялась Международная научно-практическая конференция «Современные направления развития эндокринологии». Одна из ее ключевых тем касалась именно борьбы с йододефицитными заболеваниями в Украине.

В Украине ситуация с йододефицитом усложнилась последствиями Чернобыльской катастрофы. Из реактора в окружающую среду попало большое количество радиоактивных изотопов йода. Организмы людей, ощущавших дефицит этого элемента, стали накапливать его с особой интенсивностью. А оказавшись внутри человеческого тела, коварный изотоп начинал свою разрушительную деятельность, вызывая серьезные заболевания. Следовательно, такие люди оказались особенно уязвимы к радиоактивным выбросам.

Наиболее опасными, относительно йододефицита, являются горные районы, нехватку этого элемента также ощущают равнины нечерноземных районов. Менее остра эта проблема на приморских берегах, где население в большом количестве употребляет богатые йодом продукты моря. Черноземные районы, к которым принадлежит и Харьковщина относятся к районам с незначительным распространением заболеваний, связанных с йододефицитом. Но слово «незначительный» здесь можно употреблять только в сугубо статистическом смысле.

На Харьковщине зарегистрировано двадцать с половиной тысяч людей, больных «диффузным нетоксическим зобом первой степени» — так называется эта болезнь языком врачей. Тревожнее всего то, что 2 246 из них — дети. И дети эти в условиях нашей экологической загрязненности стают очень уязвимыми к неблагоприятным факторам. Та же статистическая «незначительность» на деле превращается в значительные проблемы, потому что касаются они человеческих жизней и здоровья.

С 2002 года в Украине действует утвержденная постановлением Кабинета Министров Государственная программа профилактики йодной недостаточности у населения на 2002—2005 годы. Итак, программа действует уже третий год. Казалось бы, можно ощутить ее первые результаты?

О них мы решили спросить известного ученого-эндокринолога директора Института проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского Академии медицинских наук Украины профессора Юрия Караченцева:

«Количество умственно неполноценных только из-за дефицита йода детей в Украине растет такими темпами, что для них следовало бы открывать ежегодно новую школу, — с такой печальной констатации начал беседу с корреспондентом профессор Караченцев. — Это в Украине вообще. Следовательно, проблема для нашего государства стоит довольно остро, свидетельством чему является принятие соответствующей программы. Но как она решается? Научный подход к решению любой проблемы предусматривает, в первую очередь, истинную ее фиксацию. Относительно проблемы профилактики йододефицита это означало бы, что мы должны составить карту подобную экологической, на которую бы были нанесены районы, где этого дефицита нет и где он есть. И, конечно же, отметить его степень. Сделать это теоретически несложно. Достаточно во время клинических анализов измерять количество йода, который выделяется из человеческого организма. Чем больше его выделяется — тем меньше йододефицит. Данные таких обследований, если они будут проведены в массовых масштабах, позволят составить объективную картину потребности в йоде. А вот теперь самое интересное. На всю Украину сегодня в рабочем состоянии есть только одна передвижная лаборатория для проведения таких анализов. Из трех, которые были предоставлены по линии детской организации Всемирной организации здравоохранения! Как в таких условиях можно говорить об объективной оценке состояния йододефицита в стране? Во всяком случае я как ученый в таких условиях не мог бы дать однозначный ответ, есть ли в Харьковской области йодная недостаточность», — говорит Юрий Иванович. Без фактических данных дать подобный ответ не смог бы ни один серьезный ученый. А именно этих данных и не хватает».

В подтверждение своих сомнений профессор Юрий Караченцев привел красноречивый пример. В начале 90-х годов он вместе с группой ученых участвовал в составлении экологической карты Харьковщины. Когда работу завершили, оказалось, что эта карта очень напоминает разноцветное лоскутное одеяло — настолько различны в экологическом плане оказались даже соседние территории. Многое зависит и от состава грунтов, и от наличия грунтовых вод, и от растительности, и от загрязнения, и от множества факторов. Именно такая неравномерность характеризует и распределение йода на Харьковщине. А по территории эта область, кстати, превышает такие государства как, скажем, Израиль, Эстония, Бельгия и всего лишь втрое меньше чем Португалия.

Итак, как решать проблему, если мы даже не представляем себе ее масштабов? В таких условиях тот же скрининг, т.е. текущее обследование, ежегодно аж... 3,5 тысяч человек со всей Украины мало что может добавить для уточнения масштабов проблемы.

Харьковская местная власть никак не может отыскать несколько тысяч долларов — а именно такова цена мобильного прибора для проведения нужных анализов (150 — 400 в сутки). Такое же отношение, как видим, прослеживается и на общегосударственном уровне.

Что же предлагается вместо этого? Предлагается тотальная йодопрофилактика всего населения, без учета местных особенностей. Получается, одинаковые мероприятия нужно применять во всех регионах? Подход знакомый. И масштабы проделанной работы, о которой можно отчитываться, будут более заметны.

Наиболее действенным мероприятием по йодопрофилактике считается употребление в еду йодированной соли, которая сегодня есть в продаже. Но вот что думает по этому поводу профессор Ю. Караченцев:

«На научной конференции этого года «Третьи чтения в честь памяти В.Я. Данилевского», состоявшейся в нашем институте, была представлена научно-исследовательская работа эндокринологов из Крыма. В этой работе было исследовано качество йодированной соли на украинском рынке. Оказывается, что в подавляющем большинстве образцов этого продукта йода содержится меньше установленной нормы в пять раз — 8 миллиграммов на килограмм против 40 миллиграммов согласно стандарта. Причин может быть несколько — от обычного «недовложения» йодистых компонентов до превышения срока или нарушения правил хранения йодированной соли. Значит следует уделять максимум внимания контролю за качеством такой соли в торговле».

Проблемы йододефицита волнуют Ю.И. Караченцева и как врача, и как ученого, и как директора ведущего эндокринологического института. Дело в том, что сегодня за харьковчанами закреплено научное обеспечение осуществления программы профилактики йодной недостаточности в 11 областях Украины. Но «обеспечение» не подкреплено материальными ресурсами, даже основных приборов нет.

Что ж, как видим, на проблему преодоления йододефицита существует во всяком случае два взгляда. Первый: к ней нужно отнестись как к решению научной проблемы и второй, хорошо всем понятный: навалиться всем миром и вместе употреблять йодистые препараты. Но ученые предостерегают, что в некоторых странах была доказана также возможность негативных проявлений и осложнений от проведения тотальной йодопрофилактики. Повышенное количество йода может вызывать гипертиреоз, тиреоидиты, изменения в структуре опухолей щитовидной железы...

Но пока ученые и государственные мужи стоят на распутье, рекламный бизнес не растерялся. Так, еще месяц тому назад в вагонах харьковского метрополитена можно было увидеть рекламу импортного препарата, который содержит обычный йодистый калий. Однако лекарствам приписывались чудодейственные свойства, якобы они способны сделать из обычного ребенка вундеркинда с незаурядным умом. На самом деле же, это был обычный коммерческий трюк, который неплохо работает в условиях, когда не выполняется государственная программа...

Петр МАТВИЕНКО, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ