Во вторник в Киеве в пресс-центре «Интерньюз» проходило очередное обсуждение проекта Национальной Доктрины развития образования Украины на ближайшее двадцатилетие. Целью создания Доктрины является определение стратегии развития образовательного сектора Украины, формирование приоритетов на всех уровнях образования — от начального до высшего. Будущие реформы в образовании должны способствовать развитию демократии в нашем обществе и закладывать основу его будущего процветания. Один из проектов фонда «Відродження» нацелен на привлечение к созданию стратегического документа широкой общественности. Директор фонда Евгений Быстрицкий рассказал присутствующим о том, что в мире существуют определенные технологии, которые дают возможность широким слоям граждан принимать реальное участие в выработке решений вместо укоренившегося в сознании на постсоветских территориях «всенародного обсуждения». Суть этих технологий заключается в том, что работа над созданием стратегического документа начинается с исследований данного вопроса как государственными экспертами, так и независимыми специалистами. Только после таких исследований рабочие группы приступают к разработке документа.
Проект Доктрины в Украине сегодня разрабатывает большая группа специалистов, в число которых входят и ученые, которые занимаются сравнительным образованием: изучают зарубежный опыт и возможности его использования в нашей стране. Однако независимые эксперты исследовать проблемы образования в Украине еще только начали и возникает вопрос о том, будут ли результаты их исследований учтены в окончательном варианте Доктрины.
На международном семинаре, который проходил ранее в Киеве, было определено шесть основных направлений проблем образования в Украине, которые требуют детального изучения и анализа, — равный доступ к качественному образованию, управление образованием, высшая школа, финансирование, система мониторинга и оценка качества, система обучения педагогов и инновационные методы. Один из международных экспертов Томас Тимар, профессор образовательной политики университетов в Беркли и Риверсайде (США), считает: «Одно из реальных преимуществ изучения и применения международного опыта и привлечение международных специалистов к обсуждению проекта Доктрины состоит в том, что это будет содействовать возможности украинской образовательной реформе занять место в более широком международном контексте. На протяжении последнего десятилетия много было сказано о глобализации экономики. Однако, чтобы соответствовать требованиям времени, образование в перспективе тоже должно стать глобальным». Президент частного лицея «Гранд» Владимир Спиваковский, принимая участие в одном из обсуждений проекта Доктрины, сказал, что именно общественность должна выработать социальный заказ для такой отечественной системы образования, которая завтра будет перспективной и престижной для наших детей. И именно поэтому привлечение «третьего сектора» к разработке проекта Национальной Доктрины развития образования Украины просто необходимо. Негосударственные организации являются не противниками государства, а его партнерами, ибо разработать такой важный для страны документ только группе управленцев — просто невозможно. Работа над проектом Доктрины продолжается и время покажет, станет ли эта работа школой овладения выработки решений демократическим путем или примет только «демократическую» форму, сохраняя командно-административную сущность.
Проект Национальной Доктрины будет вынесен Министерством образования и науки на рассмотрение и доработку вторым съездом работников образования в октябре этого года. После Документ будет представлен на рассмотрение правительству. Кстати, Национальная Доктрина станет базовым документом для предоставления Украине кредита Всемирного банка и финансовой помощи других международных организаций на развитие образования, адаптации национальной образовательной политики «евростандарту».