К 1030-летию крещения Киевской Руси в Днипровском художественном музее открылась экспозиция старинных икон. Тематически выставочный блок «Иконопись XVIII—XIX вв.» в постоянной экспозиции музея представлен в основном приднепровскими иконами. Теперь он дополнится тремя высокохудожественными произведениями, которые ранее находились в одном из местных соборов. По словам музейщиков, иконы пребывали в неудовлетворительном состоянии, но были отреставрированы и, таким образом, сохранены для потомков.
Представленные посетителям храмовые иконы различаются по своему типу, композиционными особенностями и исполнительской манерой. Древнейшей из них, по оценке музейных специалистов, считается «Спас нерукотворный» конца XVII века. Согласно церковной легенде, образ Христа на таких иконах возник в результате соприкосновения лика Господня и ткани — убруса или платка. По одной версии, изображение Спаса Нерукотворного впервые проступило на платке благостной Вероники, которая вытерла им Спасителю лицо, когда тот нес крест на Голгофу. По другой версии, святыня образовалась по воле самого Иисуса и передана была царю Эдессы для лечения. Специалисты отмечают, что в католической иконописной традиции лик Спасителя выглядит в основном мученическим, увенчанным венком из терна, а в православной — спокойным и умиротворенным, как на этой музейной иконе.
Иконографический тип второй иконы «Христос на престоле» (XIX в.) близок к предыдущей, поскольку прототипом для неё считается «Спас нерукотворный», но символика престола сложилась позднее. Это воплощение царства земного и небесного, пребывающего под властью Сына Божьего, поясняют искусствоведы. Обычно рядом со Спасителем изображают ангелов, святых и серафимов, как на иконе из музейного собрания.
Третья икона — «Воскресение — Сошествии в ад с двунадесятыми праздниками» (XIX в.). Сюжет известный в византийском искусстве. Сошествие Христа в ад — одна из Страстей Христовых. По легенде, Спаситель принес туда свою проповедь, освободил заключенные там души, вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Именно поэтому иконы с этим сюжетом часто поражают своим символическим композиционным решением. В иконе из музейной коллекции евангельскому сюжету отведено центральное поле, а в двенадцати клеймах изображены двенадцать главных христианских праздников.