Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три загадки «Турандот»

18 июня, 2003 - 00:00


14 и 15 июня в Национальной опере Украины были супераншлаги. Зал театра не смог вместить всех желающих познакомиться с новой работой коллектива — оперой Дж. Пуччини «Турандот». Премьеру канал УТ-1 транслировал на Италию.

Этот международный проект родился благодаря помощи Посольства Италии в Украине, с которым киевский театр тесно сотрудничает. Режиссер постановки Марио Корради, дирижер Владимир Кожухарь, хормейстер Лев Венедиктов, художник Мария Левитская. Главные партии исполняли ведущие мастера столичной Оперы: Лидия Забиляста, Светлана Добронравова, Сергей Магера, Татьяна Анисимова и др., а также украинские вокалисты, которые ныне живут и работают за рубежом. Так, Владимир Кузьменко — солист Штутгартской оперы — ради партии Калафа подкорректировал свои планы, чтобы найти «окошко» и поработать в Киеве. Владимир Пивоваров (Тимур), несмотря на плотный гастрольный график, тоже сумел выкроить время, приехать из Швейцарии и выступить в Украине.

— Идея поставить «Турандот» в Киеве, которая совпала с давней мечтой нашего коллектива, принадлежит послу Италии в Украине Иоланде Брунетти-Гётц, — подчеркнул генеральный директор Национальной оперы Украины Петр ЧУПРИНА. — Пригласить к сотрудничеству Марио Корради нам порекомендовали итальянские дипломаты. Он преподает историю новейшей философии в Католическом университете Милана и активно занимается режиссурой. Ставил спектакли в разных европейских театрах. Его дебют как постановщика состоялся в 1982 году в опере «Тайный брак» Д. Чимарози в Палермо. Синьор Марио был помощником Кена Рассела в пуччиниевской «Мадам Баттерфляй». Сегодня в активе Корради десяток опер, в которых он выступал режиссером.

В «Турандот» мы задействовали лучшие исполнительские силы. Впервые столкнулись с тем, что трудно определить, кого из артистов поставить в первый состав, а кого во второй и третий. Формировали ансамбли, присматриваясь к фактуре, голосам, у кого с кем лучше получаются дуэты, трио.

Премьерный ажиотаж среди меломанов вполне понятен. Ведь «Турандот» ставилась на киевской сцене единственный раз в далеком 1928 году. Несмотря на сказочный сюжет с китайской экзотикой опера вовсе не простой «орешек» в вокальном, музыкальном и сценическом плане. Она требует очень сильных (вагнеровских) голосов, и не многие вокалисты могут выдержать большие нагрузки на связки, чтобы впоследствии не сорвать голос. Кроме сложнейшего вокала, нужно раскрыть и драматургию образов. Огромная нагрузка лежит на хоре и оркестре. Много лет назад знаменитый дирижер Стефан Турчак мечтал поставить «Турандот». Даже начал готовиться к постановке, но потом отказался от затеи — не было певцов, способных исполнить эту оперу.

Киевская версия «Турандот», хотя и ставилась итальянским режиссером М. Корради, оказалась вполне традиционной для наших подмостков, когда все добротно, однако без откровений. Вряд ли удачными являются режиссерские решения, например, поющий спиной к зрителям Калаф или акробатические кульбиты великого министра Пинга. В первом случае певца плохо слышно, а во втором — у вокалиста сбивается дыхание. Первый и второй акт можно назвать борьбой оркестра и певцов. Музыка звучала настолько громко, что исполнителям арий приходилось форсировать звук. Видимо, сказалось то, что спектакль создавался в сжатые сроки. Активно репетировали два месяца, при этом шли спектакли текущего репертуара. Музыканты и артисты еще не успели найти баланс.

Что же касается актерского состава, то оба вечера вокалисты продемонстрировали слаженные ансамбли, прекрасный хор. Подопечные Л. Венедиктова в очередной раз подтвердили свой высокий класс. Образ Турандот у Татьяны Анисимовой и Лидии Забилястой получился разным. У каждой из актрис были свои плюсы. Татьяна — хороша, эффектна как актриса, но в вокальном плане выше оказалась Лидия Леонидовна. У нее голос сильнее, сочнее, с очень чистыми интонациями. Эту роль можно назвать вторым дыханием в творческой биографии певицы, которая в последнее время не так часто занята в премьерном репертуаре Национальной оперы. В паре с Анисимовой выступал Владимир Кузьменко, который легко справился со сложнейшей партией Калафа. У Мариана Талабы нет еще такого большого сценического опыта, как у его коллеги из Штутгарта. Мариан несколько зажимал верхний регистр, форсируя звук. Но, несмотря не некоторые «шероховатости», партия Калафа для молодого певца безусловно является огромным успехом в карьере. Он ярко заявил о себе как перспективный тенор.

Владимир Пивоваров своего героя — татарского царя-изгоя — создал, используя целую палитру красок. В его басе много металла. С первого появления слепого Тимура в нем чувствуется мощь сильного человека, стойко сносящего удары судьбы. Но каким вдруг дряхлым становится его герой, лишившись верной Лю, в муках погибшей, так и не выдав имя своего любимого Калафа. У Сергея Магеры голос более мягкий, бархатный. Его Тимур — страдалец, и драму царя-изгнанника певец передал очень убедительно.

Певиц Светлану Добронравову и Лилию Гревцову, исполнявших роль рабыни Лю, даже трудно сравнивать. Настолько Светлана Альбертовна была прекрасна по всем позициям. Каждая фраза, объем голоса звучат блестяще. Она филирует звук. У актрисы дар передавать самые тонкие нюансы драматургии сюжета. Образ Лю — для большого сопрано. Лилия Гревцова очень старалась, но пока неубедительно.

После премьеры мне удалось побеседовать с итальянским режиссером и узнать, насколько полно его замысел воплотился на киевской сцене.

— Главное — результат, а судя по аплодисментам, наша робота публике понравилась, — сказал Марио КОРРАДИ. — Замысел — хорошо, но в процессе репетиций начинается корректировка. От чего-то приходится отказываться. Ведь придумать можно многое, а кто все это воплотит? Хочу отметить высокий профессиональный уровень всех артистов, занятых в постановке. Сегодня в оперном мире много экспериментируют, но я посчитал, что «Турандот» — не тот материал, который нужно осовременивать.

Певица Светлана ДОБРОНРАВОВА рассказала о том, как рождался спектакль: «Режиссер с артистами работал индивидуально. А каждый из нас, в меру своей профессиональности, воспринял его подсказки и реализовал их на сцене. Работать с синьором Корради было интересно. Жаль, что не все придумки удалось реализовать. Пуччини тяжело петь в вокальном и в эмоциональном плане. Его музыку нужно пропустить через сердце, иначе образа не раскроешь. Эта опера имеет магнетизм: чем глубже в нее входишь, тем больше она открывается разными гранями».

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ