Концерт из цикла «Густав Малер. Симфонии», прошедший в минувшую субботу в Колонном зале Национальной филармонии, лишь для постороннего взгляда мог бы показаться плановым, репертуарным «мероприятием». Дело тут не только в высоком уровне исполнителей — в первую очередь дирижера Владимира Сиренко и возглавляемого им Национального академического симфонического оркестра Украины. Интрига заключалась, конечно, в имени композитора, безраздельно властвовавшего в этот вечер под сводами филармонии — Густава Малера.
Задача перед оркестром Сиренко стояла весьма серьезная. Третья симфония ре-минор, хотя и причисляется музыковедами к раннему периоду творчества австрийского неоромантика, является произведением высшей степени сложности. Это — масштабное музыкальное полотно в шести (!) частях, включающее в себя вокальные фрагменты и хоры, изобилующие сменой настроений и ритмов. Передать философскую мощь и глубину Третьей Малера — дело столь же нелегкое, сколь и благодарное. Ведь киевская да и украинская публика, в целом, не избалована частыми представлениями творений этого композитора.
Субботний концерт очень ярко показал, чего наши меломаны лишаются. Оркестру вместе с женским хором «Павана» и Детским хором Национальной радиокомпании удалось адекватно передать сложнейший замысел композитора. В Третьей симфонии трагизм и ирония, мистический порыв и рациональный покой объединены в гармоническое целое безудержной малеровской фантазией. Эта музыка полностью поглощает, завораживает и не отпускает слушателей вплоть до торжественного, воистину грандиозного финала. Величие Малера-композитора требует и великого труда. Поэтому овации, звучавшие после концерта, были аплодисментами не только красоте исполненной симфонии, но и музыкантам, совершившим свою огромную и вдохновенную работу.