Антикоррупционного прокурора и в целом подчиненное ему ведомство должны создать до октября 2015 года. Это стало возможным благодаря принятию парламентом законопроекта №2667 «О прокуратуре» (относительно усовершенствования и особенностей применения отдельных положений)». Голосование было непростым. Ведь, как уже писал «День» («Конкурс или назначение?» от 17 июня 2015 года), на кону стоял вопрос, появится ли в Украине политически самостоятельный антикоррупционный прокурор, который будет представлять все дела Национального антикоррупционного бюро в суде, а также давать разрешения следственным бюро, относительно каких подозреваемых можно применять разные методы («послушку», арест имущества и тому подобное). С одной стороны противостояние — украинские общественные активисты и международные кредиторы Украины (МВФ, СБ), которые настаивают на максимальной самостоятельности этого органа. С другой — Администрация Президента, которая хотела бы сохранить заложенный в законопроекте механизм влияния на назначение этого прокурора. Поскольку главу Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) выбрали на прозрачном конкурсе, вполне понятно, почему началась борьба за «своего» антикоррупционного генпрокурора.
Учли ли в законопроекте все «предохранители» политической зависимости антикоррупционного прокурора? Об этом и другом «День» спросил председателя правления Центра противодействия коррупции Виталия ШАБУНИНА:
— Появился шанс того, что независимый прокурор все-таки будет. Немного истории: сначала антикоррупционную генпрокуратуру планировали создать в структуре Генпрокуратуры в виде отдельного подразделения. Когда Президент понял, что теряет контроль над НАБУ, сделал попытку взять под контроль процедуру его назначения. Каким образом? В изменениях к закону «О прокуратуре» записали, что комиссия по отбору кандидатов на главу антикоррупционной прокуратуры формируется так: по пять лиц от парламента и генпрокурора. И это притом, что последние два генпрокурора Порошенко завалили расследование по топ-коррупционерам! Поскольку генпрокурор — человек Президента, а из пяти представителей Рады минимум один будет от БПП, то был существенный риск превратить конкурс в назначение. В сессионном зале удалось отвоевать несколько важных норм, которые прибавляют оптимизма. В частности, семь членов конкурсной комиссии будут назначаться парламентом и четыре — генпрокурором. Отстояли и право антикоррупционного генпрокурора подписывать назначение личного состава своего ведомства (но по согласованию с генпрокурором). Не удалось вписать пункт, касающийся того, чтобы конкурсная комиссия по избранию антикоррупционного прокурора предлагала генпрокурору на утверждение одну кандидатуру. В проголосованных изменениях комиссия может подавать «кандидатуры». Это риск. Исходя из проголосованных изменений и при условии внимания прессы, шансы получить независимого антикоррупционного прокурора 50% на 50%. Очевидно, сам конкурс на избрание руководителя спецпрокуратуры будет еще тем боем. Но мы это уже проходили с выборами директора Антикоррупционного бюро, поэтому хорошо понимаем, что и как нужно делать.