Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

У Соловьяненко-младшего первый «блин» — не комом

22 мая, 2001 - 00:00

Ажиотаж был вызван несколькими обстоятельствами. Во-первых, «топор войны» между семьей прославленного оперного певца и администрацией театра, наконец, закопали и взаимные упреки в адрес друг друга — прекратили. Во- вторых, имя Анатолия Соловьяненко вернулось в родные стены, но на этот раз в лице его младшего сына. Он обновил популярный спектакль, который впервые был поставлен в Киевском театре Ириной Молостовой в 1963 году и с тех пор неизменно пользовался успехом у зрителей. Ведь в «Лючии...» блестяще выступали такие суперзвезды как Анатолий Соловьяненко и Ирина Мирошниченко. Целая плеяда артистов выросла на этой опере: Мария Стефьюк, Александр Востряков, Ольга Микитенко, Андрей Романенко, Роман Майборода, Александр Дяченко, Тарас Штонда и многие другие. Теперь к этой группе прим и премьеров добавились новые имена — Ольга Нагорная, Сусанна Чахоян, Игорь Борко.

Анатолий Соловьяненко- младший обновил старый спектакль, который последние полгода был снят с репертуара. Нынче опера идет не на украинском, а на языке оригинала, как во многих театрах мира. Мы же, долгие годы, желая расширить зрительскую аудиторию, переводили классические оперы, но, как показала практика, в оперный театр ходят меломаны, хорошо знающие либретто и получающие наслаждение от вокального мастерства певцов. Главное — не фальшивить и не «съедать» слова. Ведь зачастую публика вообще не могла понять не только о чем поют, но и на каком наречии. И кроме этого, теперь зарубежная афиша киевского театра пополнилась еще одним спектаклем.

Приятно, что А. Соловьяненко, без горячности свойственной молодости, не рушил до основания режиссуру Ирины Молостовой, а очень бережно отнесся к ее наследию. Фактически лишь чуть-чуть изменив мизансцены, расставляя акценты, так как это было вызвано языковыми расхождениями постановки. По словам артистов, занятых в спектакле, они вначале настороженно отнеслись к решению дирекции, что обновление оперы доверили студенту (Соловьяненко закончил юридический факультет университета, а в эти майские дни еще и сдавал госэкзамены в Университете культуры и искусств), внимательно присматриваясь к молодому человеку. Но он очаровал певцов прежде всего тем, что досконально знает материал и хорошо владеет итальянским языком, требуя от артистов полного раскрытия вокальных образов в спектакле. Главные роли в премьере доверил Ольге Микитенко (Лючия) и Игорю Борко (Эдгар). По словам Соловьяненко, работу над оперой начали четыре с половиной месяца тому назад, но приходилось несколько раз прерывать репетиции — то готовились к Вердиевскому фестивалю, то артисты уезжали на гастроли. Поэтому, в общей сложности, спектакль поставили за две с половиной недели. Декорации и костюмы оставили прежние, но их чуть обновила художник Мария Левитская.

Для музыкантов и дирижера Николая Дядюры материал хорошо знаком, ведь «Лючия...» спектакль аншлаговый, долгие годы украшал афишу театра и все оркестранты принимали участие в старой версии. Зато 80 процентов хора — новички. Кстати, в вокальном плане все исполняли свои партии блестяще, хотя, после его удачного дебюта, в актерском еще есть над чем работать. В первом акте не удалось избежать хронической болезни многих оперных постановок — статичности хористов. Игорь Борко, которого пригласили на премьеру после его удачного дебюта в партии Эдгара Равенсвуда в Одесском оперном театре, похоже, сильно волновался и думал лишь о нотах, а не о драматическом раскрытии образа. В его трактовке трудно поверить, что Эдгар любит Лючию, настолько скован актер. Но зато в финале свою сложную теноровую партию он исполнил с блеском, вызвав овации публики. Игорь явно внес здоровую конкуренцию в ряды теноров. И хотя ныне он не является солистом Национальной оперы, но его дебют стал заметным событием в театральной жизни Киева. У Ольги Микитенко получился цельный образ Лючии. Она демонстрирует целую гамму чувств: от романтической девушки в начале — до трагической личности, тяжело заплатившей за свою любовь. В ее голосе и страсть, и нежность, и отчаяние. Очень сильной в эмоциональном плане получилась сцена безумия героини. Сегодня певица безусловно является одной из ярчайших звезд нашей столичной сцены.

Хотя говорить о полноценном режиссерском дебюте Анатолия пока не приходится. Но начало вполне многообещающее.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ