Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учет и контроль: теория и практика

4 сентября, 2002 - 00:00

«Ваш билетик!?» Парировать выпад подошедшего в городском транспорте контролера советским анекдотом: «Мой!», — сегодня лучше не пробовать. Особенно, если вы — не уверенный в своих силах мастер боевых искусств, у вас в кармане нет закомпостированного талончика, проездного, пенсионного или какого-либо другого удостоверения, дающего вам право чувствовать себя перед лицом «грозы троллейбусов» нормальным гражданином цивилизованного государства. Животрепещущие истории о конфликтах безбилетников, а иногда и оплативших проезд, попавших под горячую контролерскую руку, с «двойками» блюстителей своевременного компостирования (объединяющихся, надо полагать для представительности, в когорты) рискуют стать классикой современного фольклора. При желании — их можно перечислять десятками. Непосвященные не всегда оправданно считают контролеров «отморозками», относят их к мало на что способной (исключая витиеватые угрозы, не совсем цензурные «песнопения» и физические расправы с зарвавшимися «зайцами») части социума и слегка побаиваются. Чтобы составить свое собственное мнение, можно совершить безбилетный рейд и, если «повезет», «пообщаться» с ними...

Но, как показала корреспонденту «Дня» (будем откровенны — по причине отсутствия киоска на одной из троллейбусных остановок, кондуктора и билетов у водителя — безбилетного) последняя встреча с контролерами, представители этой ненавистной профессии бывают разные, хотя и живут по определенным правилам. Выдержки из официальных — расклеены во всех троллейбусах, автобусах и трамваях. Негласные — известны немногим. И именно они, нигде не прописанные, как признался один из контролеров, являются основой их организации.

Оказалось, что проблем у контролеров немногим меньше, чем у тех, кого они контролируют. В качестве подтверждения корреспонденту «Дня» были представлены свежие царапины на лице и шее. «Какой человек после такого будет в состоянии с вами вежливо разговаривать?» — пояснил он причину своего не совсем корректного начала нашей беседы. — Ведь она была без билета, и штраф, судя по всему, платить просто не хотела!» А ему, бедолаге, до конца месяца, видите ли, план надо было выполнить. Последний день — а пять квитанций еще не нашли своих «счастливых» обладателей. А без плана, по его словам, четыре недели работы — коту под хвост: «Не только не будет надбавки к минимальной зарплате, но есть риск, что выгонят с работы».

Аргументация? Трудовое законодательство? Контролер пояснил, что буква закона — у них не главное. По данным, подтверждать которые, называя себя, по очевидным причинам контролеры отказываются, за выход на тот или иной маршрут (в зависимости от его номера) надо «отстегивать» от 5 до 10 гривен в день. И это, как выяснилось, не самая большая проблема в их трудовой деятельности.

Какая самая? — Старший контролер или, следуя более известной армейской терминологии, «дед». Этот статус можно получить, проработав полтора-два года в «рядовых», при наличии способностей незаурядного «оратора» и организатора. Старший имеет массу привилегий. Он руководит бригадой (до 40 контролеров). Может не выходить на маршруты, не говоря уже о посещении троллейбусов. Может способствовать увольнению любого непокорного, написав жалобу вышестоящему начальству. Тем более, что уволить контролера — проще простого. Как признались ребята, поступая на работу, они сразу же подписывают... заявление об уходе, нужно только дописать дату. И — что самое интересное — распределяя между подчиненными квитанции, «дед» зачастую не брезгует мздой. Расценки — гривня за штуку, деньги вперед.

Вот и получается, что и работа у контролеров нервная, как, впрочем, и любая другая в условиях нашей часто слишком рыночной экономики. И зарплаты очень низкие. «Левых» денег, следуя уверениям простых контролеров, у них не бывает. Разве что — не выдать квитанцию. Да и то — «опасно, милиция или, еще хуже, налоговая». А там, жалуются контролеры, цена служебного проступка несопоставимо выше.

В подтверждение своих слов забывшие о своих обязанностях собеседники раскрыли два примечательных секрета. Во-первых, требовать штраф вне служебной территории (троллейбус, автобус, трамвай или пункт маршрутного контроля) они не имеют права. А, во-вторых, любая жалоба на них старшему может означать их автоматическое увольнение. Правда, пугать их этим, наверное, не стоит. Вдруг они и так собираются уволиться.

ОФИЦИАЛЬНО

Сергей ЛИТВИНОВ, начальник Управления организации планирования и анализа доходов предприятия «Киевпасстранс»:

— Об изложенных выше фактах мне ничего не известно. Во всяком случае, ко мне и в наш официальный отдел контроля с подобными жалобами ни один контролер еще не приходил. Все это —либо неправда, либо поле деятельности для правоохранительных органов. Поскольку, на мой взгляд, происходи такие злоупотребления, они были бы преступны. Что касается мзды за квитанцию — это абсолютная чушь. Возможно, во что-нибудь другое я бы еще и поверил, но в это —нет. По моему, подобные заявления контролеров очень похожи на попытку кого-то «зацепить». Сколько работаю — с такой информацией сталкиваюсь впервые. У меня есть свои люди, которые контролируют контролеров, и мне бы об этом доложили. И, естественно, меры были бы приняты. Мы бы даже сообщили в органы.

Что касается заявлений об увольнении без даты — то иногда это имеет место. К примеру, если мы видим, что человек пил или — работая ранее — прогуливал, пишется заявление и сразу оговариваются условия. Выдержит — пожалуйста. А то потом приходится бегать за ним, искать. Но это — единичные случаи, когда мы откровенно не доверяем человеку, но хотим ему помочь в плане трудоустройства. Хотя в последнее время таких заявлений мы вообще не берем, поскольку закон позволяет брать людей на испытательный срок. Два месяца — и, в случае чего, мы без заявления увольняем. Возможно, такие заявления и берет кто-то из старших, но без моей подписи они не имеют никакой силы.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ