Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Удвоенная ответственность

Мэр Киева Виталий Кличко вчера стал главой КГГА. Что даст Киеву такое совмещение должностей?
26 июня, 2014 - 11:24
 Виталий Кличко вчера стал главой КГГА
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Вчера президент Украины Петр Порошенко подписал указ, которым назначил городского голову Киева Виталия Кличко главой КГГА. Такое решение не стало ни для кого неожиданностью. Еще перед выборами, в мае, Кличко настаивал на объединении должностей городского головы и главы КГГА. «Мэр должен реализовывать ожидания киевлян. А для этого мы должны принять в Верховной Раде закон, в котором объединить должности главы КГГА с должностью городского головы», — сказал Кличко.

Политик заявил, что в случае, если ВР не примет соответствующий закон, то следующий президент своим указом должен или объединить две должности, или назначить городского голову на должность главы КГГА. После избрания Виталия Кличко мэром столицы, глава КГГА Владимир Бондаренко, назначенный на эту должность 7 марта 2014, написал заявление об отставке. Тогда же Кличко заявил, что одним из первых указов президента Украины должен стать указ о совмещении должностей столичного городского главы и главы КГГА. И вот Кличко имеет расширенные полномочия. «День» узнал, какие плюсы и минусы такого назначения.

Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог, специалист по стратегическому планированию:

— Для того, чтобы руководить городом, у городского головы, в том виде, как это было до сих пор, было недостаточно полномочий. Он был фактически лишь публичной фигурой, которая де-факто возглавляет Киевраду, и у него было немного влияния на главу КГГА, который назначен Президентом. И, конечно, это была бы плохая практика, если бы возник конфликт между мэром, избранным большинством голосов, и назначенным главой КГГА. Это был бы, прежде всего, политический конфликт, и никаких результатов Киеву он бы не принёс.

Поэтому, конечно, сочетание должностей даст настоящие полномочия Виталию Кличко, который имеет очень большую поддержку людей. Я думаю, что это было одним из ключевых факторов, кроме договоренностей между Порошенко и Кличко, которые являются партнерами и союзниками. Возможно, это была даже часть подписания соглашений между двумя политическими партиями и лидером. Это — один фактор, а другой — Кличко получил такую большую поддержку и количество голосов, что не дать ему достаточно полномочий было бы неправильно хотя бы с точки зрения уровня электоральной поддержки.

Но это лишь часть процессов, потому что в действительности полномочия, которые сегодня будет иметь Кличко и его команда, — очень большие. А у нас, к сожалению, система местного самоуправления до сих пор не прошла переформатирования. Об этом говорят все, об этом постоянно говорит новый Президент Петр Порошенко — что нужно проводить систему децентрализации власти. И вопрос не в Кличко и его команде, а в том, что система должна функционировать по-другому. Нельзя создавать централизованные формы, опять повторяя ошибки на местном уровне так, как это было на центральном. То есть, должна быть проведена настоящая реформа децентрализации, которая, например, заложена в некоторых законопроектах, которые сегодня имеются в ВР. Например Законопроект №4189 — «Закон о столице», — где прописана модель местного самоуправления для Киева. Но в действительности наилучшим вариантом было бы создать единую для страны модель децентрализации. А местное самоуправление может взять за основу или французскую, или польскую модели, которые между собой различаются, но являются эффективными на практике.

Это нужно и для сохранения нашего единства, и усиления Украины как государства, и это было бы полезно для избирателей и общин, избирающих местную власть. Потому что сегодня это — субъективное решение Президента: он может дать эти полномочия, или не дать. И это неправильно, потому что это не носит постоянного характера, это не является реформаторским действием. Нужно все же провести реформу местного самоуправления или изменить Конституцию.

Есть разные варианты в мире, как проводятся реформы местного самоуправления, но наилучшая — конечно же, это изменения в Конституцию, потому что её трудно менять, и потому здесь больше гарантии, что система не будет постоянно изменяться. Но в целом, это нужно сделать в любой форме, чтобы и эта реформа была проведена. Потому что сегодня были предоставлены полномочия, а завтра будет конфликт — и полномочия заберут. Это неправильно — и, прежде всего, относительно избирателей. Поскольку они с одной стороны хотят иметь сильного городского голову, который имеет полномочия проводить реформы в городе, а с другой стороны — должны существовать механизмы контроля, чтобы у одного лица на местном уровне не было всех полномочий и, чтобы он не был не контролируем ни с какой стороны. У избирателей должны быть полномочия контролировать наших политиков — и не только мэра, но и депутатов и тому подобное. Эти механизмы у нас до сих пор не работают, они нигде не прописаны, их нет.

Назначение Виталия Кличко — логическое с политической точки зрения. Но будет ли это нормально работать, когда нет контроля? Потому что это всегда есть искушение для любого политика, когда ты имеешь неограниченные полномочия. И это действительно для Кличко и его команды очень большая ответственность. Он под прицелом общественности, которая после Майдана очень внимательно следит и контролирует, что делают политики. Я бы рекомендовала всё же делать нормальную реформу децентрализации и расширить права общин для того, чтобы контролировать любую власть.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ