Специалисты Института социологии НАН Украины закончили ряд исследовательских проектов «Украина — Европа», в которых речь идет об образе жизни и особенности массовой сознательности украинцев и европейцев. По мнению заместителя директора Института социологии Евгения Головахи, полученные данные помогут реально оценить место, которое Украина занимает в Европе.
Одно из этих исследований преследовало цель обобщить, как в последнее время изменились жизненные ценности украинцев. Эксперты констатировали, что в последние годы украинцы стали меньше думать о хлебе насущном, а больше внимания уделять своему духовному миру и самореализации. Как утверждает автор исследования «Динамика ценностных приоритетов граждан Украины (1991—2006)» доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии Анатолий Ручка, до 2000 года среди граждан Украины очень распространился вес материальных ценностей (когда в первую очередь человек волнуется о физической и материальной безопасности себя и своей семьи). Причина такой ситуации понятна — массовое обнищание людей. Вследствие этого «ценности выживания» разделяли более 76% людей, считает Анатолий Ручка. «Рост веса материалистических ценностей в менталитете граждан сопровождался усилением их ориентаций на традиционалистские (приветственные, традиционные, религиозные) ценности», — отметил эксперт.
После 2000 года ценностные ориентации украинцев значительно изменились. Эксперты начали фиксировать, что вес «ценностей выживания» среди украинцев начал уменьшаться. Так, в 2000 году их уже разделяло 59% опрошенного населения. И хотя материалистические ценности еще занимают большое место в общественной сознательности, их вес уже является таким безоговорочным, как это было семь лет назад: снижение традиционализма коснулось всех возрастных категорий украинцев, но больше всего — молодежи, говорят специалисты. По мнению исследователей, такая трансформация произошла вследствие улучшения жизни — повышения пенсий и зарплат, регулярности их выплат и тому подобное.
В последние годы социологи зафиксировали еще один вид жизненных ценностей — смешанную ценностную ориентацию. Это — синтез ценностей, совмещающий в себе и «ценности выживания» и «ценности самореализации». По мнению Анатолия Ручки, по сравнению с 2000 годом, количество сторонников такого подхода к жизни возросло вдвое и сегодня его исповедует около 40% граждан Украины. «Ее значимость для отечественного общественного этноса стоит оценивать положительно, потому что смешанная ценностная ориентация — сторонников этой ориентации можно назвать реалистами — более-менее адекватно соответствует тем общественным реалиям, которые сложились в стране на сегодняшний день», — убежден Анатолий Ручка.
Но есть в Украине, как и в большинстве стран, еще одна прослойка населения, для представителей которой на первой ступеньке ценностной иерархии стоят «ценности самореализации». То есть в первую очередь таких людей волнует развитие собственного творческого потенциала, они стремятся совершенствовать свой внутренний мир, очень важной для них является возможность заниматься творчеством, наукой и тому подобным. По мнению экспертов, таких идеалистов у нас — около 1,5%. К сожалению, исследователи не установили, каково материальное положение приверженцев таких жизненных ценностей и зависит ли вообще формирование такого мировоззрения от экономического положения человека. Потому что, в соответствии с данными специалистов Института социологии, в развитых странах таких «постматериалистов» значительно больше.
Еще один позитив, который говорит о хотя и малозаметной, но общественной эволюции — в украинском обществе возросла важность либерально-демократических ценностей. Речь идет о государственной независимости и демократическом развитии общества, равенстве возможностей для всех, индивидуальной независимости и предпринимательской инициативе, свободе слова и тому подобное. Эту тенденцию социологи демонстрируют по пяти-бальной шкале: от 3,3 балов в 2000 году до 3,6 балов в 2006 году. «Это — знаковый тренд в ментальности украинцев, — считает Анатолий Ручка. — С одной стороны, он выступает как целиком закономерный результат общественных трансформаций в независимой Украине, а с другой — показывает перспективу роста гражданской культуры населения, что, в свою очередь, является социокультурным фундаментом консолидированной демократии».