Без своего рыболовецкого флота может остаться Украина уже к 2010 году. При том, что основу флота составляют на данный момент 139 сейнеров и траулеров, ежегодно до 25-ти из них из-за изношенности списываются и отправляются в утиль. О новых судах украинские рыбаки могут только мечтать.
Предполагалось, что обновление украинского рыболовецкого флота начнется с серии из пяти малых рыболовецких сейнеров-траулеров, заказчиком которых выступил Департамент рыбного хозяйства Украины. Первое судно серии спущено на воду на николаевском АО «Судостроительный завод «Лиман». Его проект был разработан конструкторами завода с привлечением специалистов «Черноморсудпроекта» и ряда других николаевских проектных организаций, с учетом пожеланий и требований рыбаков. Сейнер- траулер предназначен для ведения промысла в Азовско-Черноморском бассейне, он оборудован мощным двигателем, средствами радионавигации, промысловым и прочим оборудованием импортного производства, поскольку аналоги в Украине не производятся. За один рейс — а это 3-4 дня — сейнер способен выловить и сохранить в трюмах, где морозильное оборудование регулирует температуру до минус 28 градусов, порядка 120 тонн рыбы. Причем самой разной. Ибо новое судно совмещает в себе характеристики и сейнера, и траулера.
На данный момент готовность судна составляет 85%. А срок его окончательной достройки после спуска на воду определен в 1,5— 2 месяца. Строительство сейнера- траулера, обошедшееся заводу в сумму около 6 млн. грн., осуществляется за счет кредита, полученного в Инновационном фонде. И хотя заказчиком выступает Департамент рыбного хозяйства Украины, в интервью корреспонденту «Дня» генеральный директор «Лимана» Сергей Исаков заявил о намерении предприятия заняться поиском... другого покупателя. Причиной стала финансовая несостоятельность заказчика.
Как рассказал корреспонденту «Дня» первый заместитель руководителя Департамента рыбного хозяйства Украины Владимир Бондаренко, в 1998—1999 годах, когда заключался контракт с «Лиманом», бюджет предусматривал выделение средств на обновление рыболовецкого флота, а в бюджете нынешнего года такой строки не оказалось, и теперь расплатиться с судостроительным заводом рыбакам нечем. Поэтому сейчас рыбаки заняты поиском долгосрочного кредита для того, чтобы все-таки выкупить судно.
Тем временем завод «Лиман» приступил к достройке спущенного на воду и не имеющего пока названия (ибо нет конкретного владельца) сейнера-траулера. В случае запуска проекта в серийное производство завод готов строить два таких судна в год.