Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский кинофонд: работа над чужими ошибками

В Мюнхене увидят большую программу наших фильмов
4 сентября, 2009 - 18:56

Позавчера в зале «Синематека» кинотеатра «Киев» состоялась пресс-конференция Украинского кинофонда, посвященная выполнению программы «Украинское кино в мире» и презентации первого официального публичного каталога-отчета. Также прессе сообщили о дальнейших проектах.

Украинский кинофонд (УКФ) был создан под эгидой Международного благотворительного фонда «Украина 3000» в 2007 году по инициативе Андрея Халпахчи — многолетнего руководителя наиболее авторитетного отечественного кинофестиваля «Молодость». Основная задача организации — популяризация украинского кино в мире. Нужно сказать, что за непродолжительный срок своего существования УКФ поработал на славу: за границей представлено около 20 работ отечественных режиссеров, эти картины смотрели зрители, критики и продюсеры на таких важных кинофорумах, как Каннский и Берлинский; также проводились отдельные недели и фестивали украинских фильмов в Германии, Франции, Польше, России. Новое зарубежное мероприятие — «Дни украинского кино в Мюнхене. Панорама украинского кино», которые пройдут 8—16 сентября в Мюнхенском киномузее, и, очевидно, станут крупнейшей на сегодняшний день программой наших фильмов, до сих пор презентовавшихся Фондом.

Подборка без преувеличения ударная. Классическую часть составят картины, посмотреть которые — долг любого синефила независимо от страны проживания: «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, «Короткие встречи» Киры Муратовой, «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна, «Колодец для жаждущих» Юрия Ильенко. Среди современных фильмов наиболее интересен роскошный театрализованный «Два в одном» Муратовой; хочется надеяться, что найдут своих зрителей и «Райские птицы» Романа Балаяна, и «Мамай» Олеся Санина, и «У реки» Евы Нейман. Что особенно радует — короткие метры по качеству отнюдь не уступают полным, в частности, среди них есть призеры крупнейших престижных международных фестивалей: «Шел трамвай №9» Степана Коваля («Серебряный медведь» на Берлинале в 2003 г.), «Проти сонця» Валентина Васяновича (специальный приз жюри на МКФ в Клермон-Ферране, 2004 г.), «Отрочество» Дмитрия Сухолиткого-Собчука, «Семейный портрет» Марины Вроды, «На грани» Артема Сухарева и Никиты Ратникова, «Таксист» Романа Бондарчука. Безусловно, мюнхенское кинематографическое общество обратит внимание на это мероприятие.

Впрочем, на пресс-конференции не прозвучал вопрос, который, однако, осознает каждый, кто более-менее причастен к делу: может ли быть на самом деле успешным продвижение за границей такого кинематографа, который постоянно находится либо в полуобморочном состоянии, либо вообще в коме? В подготовленном Фондом ежегодном каталоге кинопродукции за 2008—2009 годы описаны 22 полнометражных фильма — но много ли этих картин вышло в прокат, какие из них увидел отечественный зритель, и, главное, если быть честным — много ли в этом реестре действительно оригинальных, качественных, ярких работ, которые можно не колеблясь показать на фестивале любого уровня? Или Муратова и Балаян так и останутся в величественном уединении?

Вне сомнений, УКФ делает свое дело наилучшим образом; его проекты как раз и являются действенным приближением Украины к Европе — именно той практической работой, которой нам так не хватает в остальных сферах культуры, а также в политике и экономике. Однако Халпахчи и его партнеры не могут при всем желании заменить собой еще и стабильное кинопроизводство, благоприятное для инвестиций законодательство, систему профессионального образования. Если ситуация с нашей кинематографией не изменится в корне в ближайшие годы, то нам просто нечего будет представлять за границей, кроме своих былых недосягаемых побед.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ