Решение FATF в отношении Украины, за последнее время существенно продвинувшейся в деле противостояния криминальной «стирке», на первый взгляд, представляется не столь уж правомерным. Генеральный прокурор Украины Святослав Пискун, говоря о расследовании по банку «Славянский», отмечал: «Мы впервые столкнулись со столь масштабным отмыванием сотен миллионов долларов США из Украины в страны Европы». При этом он сообщил, что его доклады на эту тему «несколько раз перепечатывались в качестве обобщения и использования положительного опыта в борьбе с отмыванием «грязных» денег и распространялись в европейских правоохранительных структурах».
Наряду с практической борьбой против «нелегальных прачек», в Украине интенсивно ведется работа и на законодательном уровне. В начале октября Президент Украины подписал закон о ратификации международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Напомним, что согласно этой конвенции, к лицам, финансирующим терроризм, относятся субъекты, предоставляющие средства или проводящие сбор средств с намерением использовать их для совершения преступных действий (терроризм, захват заложников, воздушных судов и т.д.), а также других действий, целью которых является смерть гражданских лиц, не принимающих участия в активных боевых действиях, запугивание населения или шантаж правительств или международных организаций... Государства-участники конвенции сотрудничают в сфере предупреждения преступлений, в том числе и путем изменения внутреннего законодательства государства; принимают меры, запрещающие на их территории незаконную деятельность организаций, причастных к терроризму; обязывают финансовые учреждения и организации принимать меры для идентификации своих клиентов, обращать внимание на необычные и подозрительные операции, сообщать о таких операциях в соответствующие органы государства. Каждое государство-участник конвенции принимает все необходимые меры для определения, поиска, блокирования и ареста средств, которые используются для совершения преступлений.
Но если в стране не действует закон, конкретизирующий положения этой конвенции, особенно в части финансовых операций, то понятно, что ее положения не могут действовать в полную силу. Руководствуясь этим, правительство Украины подало на рассмотрение Верховной Рады проект закона «О финансовом контроле в Украине» (он был зарегистрирован в парламенте еще 30 августа и прошел здесь первое чтение). В ходе обсуждения этого закона правительство согласилось с тем, что в законопроекте о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, необходимо сократить перечень так называемых «предикативных преступлений», предшествующих преступлениям по отмыванию средств.
Вместе с тем активно участвовавший в правительственном давлении на парламентариев министр финансов Игорь Юшко тогда же отмечал, что даже в случае скорого принятия этого закона Украина не может быть исключена из «черного списка» на очередном заседании группы FATF, поскольку, согласно действующей процедуре, после принятия закона должен пройти год, в течение которого FATF будет осуществлять мониторинг выполнения этого документа. Впрочем, И.Юшко тогда выражал надежду, что, в случае непринятия закона, FATF все же не предпримет каких-либо экономических санкций по отношению к Украине, поскольку «подобных прецедентов не было».
Похоже, с надеждами мы несколько переборщили, что и привело к весьма неблагоприятному для Украины решению FATF. Теперь же даже руководитель «Укрфинмониторинга», как официально называется департамент финансовой разведки Минфина, Алексей Бережной отказывается от комментариев. Журналистов отправляют за ними в пресс- службу. Не говорит ли это о том, что украинские «финансовые разведчики», не сумевшие добиться благосклонности FATF, согласны разделить с парламентом ответственность за возможные санкции?
Это предположение можно подтвердить, в частности, тем, что при принятии решений об исключении из «черного» списка учитываются предложения частного сектора, в том числе банков и других финансовых учреждений, а также представителей ряда профессий — адвокатов, бухгалтеров и торговцев недвижимостью. Работал ли украинский Минфин также и с ними, пока Верховная Рада дважды с начала сентября откладывала голосование по законопроекту (во втором чтении)? Думается, что многие, чей голос хотел бы услышать FATF, высказались бы в пользу Украины. Во всяком случае, председатель наблюдательного совета банка «НРБ Украина» Вячеслав Юткин сказал «Дню», комментируя данную ситуацию: «Если бы со мной проконсультировались по этому поводу, то я бы посоветовал не оставлять Украину в «черном» списке. Я считаю, что если в Украине и присутствует отмывание, то в очень незначительных масштабах в сравнении с Россией и другими странами. В последние годы в Украине было очень много сделано, чтобы доказать это, и решение не учитывает всю проделанную практическую и законодательную работу. Другое дело, что оно стимулирует предстоящую парламенту работу по принятию соответствующего закона. В то же время таким решением перечеркивается сделанное, а предпринимаемые FATF меры не соответствуют реальному положению вещей в Украине. Ее угроза мировому сообществу скорее надумана, чем реальна».