Вечером 25 декабря нынешнего года я случайно узнал, что выдающий украинский иконописец Валентина Дмитриевна Бирюкович умерла. Ее сердце остановилось 13 декабря. Валентина Дмитриевна завещала не поднимать шума вокруг нее. Но не вспомнить этого выдающегося человека невозможно. Она родилась 29 января 1946 года в Киеве. Окончила Киевское училище прикладного искусства и архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института. В 1969 - 1978 годах Валентина Бирюкович работала архитектором в Республиканских реставрационных мастерских (с 1990 года - «Укрпроектреставрация»), разрабатывала проекты реставрации памятников архитектуры. В 1994 году вступила в Союз художников Украины.
Валентина Дмитриевна принадлежит к поколению шестидесятников. Она была в группе молодежи, которая в конце 1960 годов начала возрождать украинские народные праздники в Киеве. Нынешнему молодому поколению трудно поверить, что в то время даже колядование вызвало подозрение у органов государственной безопасности. Люди, которые разговаривали на украинском литературном языке и не хотели переходить на русский, считались подозрительными. Государство, называвшее себя народным, пыталось искоренить народные обычаи и украинский язык. На непокорных осуществлялось давление. Тех, кто посмел открыто выразить свое несогласие с политикой Коммунистической партии, бросали в тюрьмы, заставляли отречься от своих взглядов. Часто судили не по политическим статьям.
Валентина Дмитриевна с благодарностью вспоминает своего мужа, который много сделал для формирования ее мировоззрения. А супруга ее посадили на восемь лет в тюрьму по сфабрикованным обвинениям. Он вышел на свободу больным и скончался через семь лет.
Валентина Бирюкович занималась реставрацией икон, начала изучать иконографию и перешла к самостоятельному рисованию икон, восстановив древние традиции иконописи в Украине. В творческом наследии Бирюкович есть, в частности, иконы «Святые Борис и Глеб» и «Святые Владимир и Ольга». Валентина Бирюкович писала на досках, яичной темперой по левкасу. Мастерица придерживалась церковных канонов (без этого икона становится обычной картиной). По традиции иконописи казацких времен Бирюкович вводила в сюжет Покрова изображения политических и религиозных деятелей, художников, боровшихся за независимость Украины. На иконе «Это мы, Господи» Бирюкович изобразила под омофором Богородицы Тараса Шевченко, гетманов Петра Сагайдачного, Петра Дорошенко, Ивана Мазепу, а также Михаила Грушевского, Симона Петлюру, Романа Шухевича, Василия Симоненко, Левка Лукьяненко, Аллу Горскую, Ивана Драча, Степана Хмару, Василия Стуса, Патриарха Мстислава, Вячеслава Черновола, братьев Горыней и других. На иконе «Покрова Богородицы Унсовская» пани Валентина изобразила семерых унсовцев, которые погибли в Грузии, воюя против московского империализма.
Обращение к созданию икон, пожалуй, не было случайным. Мама Валентины Дмитриевны происходила из древнего православного священнического рода. Очевидно, отозвались гены предков.
В 1990 году во Львове состоялась первая персональная выставка работ Валентины Бирюкович. Затем были выставки в Киеве и за рубежом - во Франции, Дании и Италии. Украинская художница участвовала в международных выставках в Италии, США и Германии, оформляла своими произведениями иконостасы храмов во Франции и Польше. Искусство украинки получило мировое признание. Произведения нашей мастерицы хранятся в частных собраниях многих стран.
В конце 1990 годов Валентина Бирюкович поселилась в Ирпене. Выставка ее работ «Мир украинской иконы», которая экспонировалась в Ирпенском историко-краеведческом музее по случаю Пасхи в 2013 году, вызвала восхищение местных почитателей искусства. И вот жизнь талантливого украинского иконописца Валентины Бирюкович оборвалась. Украинский мир понес тяжелую утрату.