Только что были обнародованы результаты первого в этом году заседания Архиерейского собора Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) в Киеве. Главным решением Собора стал категорический отказ епископов УПЦ МП от участия в объединительной комиссии, недавно предложенной Президентом Украины во время встречи с иерархами УПЦ КП. Сразу после этого пресс-служба УПЦ МП распространила заявление, в котором говорится, что глава государства пренебрегает церковными канонами и относится к решению сугубо церковных вопросов как к политическим переговорам (Отцам УПЦ МП стоило бы вспомнить церковную политику Константина Великого). Это заявление было полностью подтверждено последним Архиерейским собором УПЦ МП: «Всесторонне обсудив предложение Президента, Собор решил воздержаться от участия в создании подобной комиссии. Позиция епископата УПЦ будет разъяснена в специальном заявлении». Пресс-служба УПЦ МП также объясняет: «Президент обращается к нам, вроде бы вопрос раскола появился не 15 лет назад, а вчера. Между тем, в УПЦ КП нет ни епископов, ни священников, а есть только ряженые, у которых мы всегда готовы принять покаяние, но вести переговоры с ними не будем. К тому же, в Конституции ничего не говорится о вмешательстве Президента в церковные дела, так что, при всем уважении к Виктору Ющенко, мы считаем, что он выходит за рамки своих полномочий».
Эту позицию пресс-секретарь УПЦ КП игумен Евстратий прокомментировал так: «Многие деятели УПЦ МП поддержали решение Собора только из-за страха того, что их заподозрят в нелояльности. Мы имеем достоверную информацию о том, что некоторые епископы УПЦ МП уверены в том, что диалог между двумя православными церквями рано или поздно, но начнется».
В связи с упомянутым Собором в Киеве стоит еще раз обратить внимание на характерную манипуляцию названием церкви, о которой идет речь. Здесь, в Украине, она называет себя УПЦ — Украинской православной церковью. Ее представители и журналисты иногда даже обвиняют украинские СМИ в использовании приставки «МП» — Московский патриархат. Хотя всем известно, что в некоторых восточных и южных епархиях этой украинской церкви приставка «МП» употребляется официально и украшает вывески с названиями церковных учреждений.
Весьма показателен и такой факт: в только что обнародованных в Киеве решениях Собора МПЦ упоминания о Московском патриархате, которому подчинена эта церковь, нет. А тем временем, московские СМИ, скажем, «Интерфакс-религия», дали сообщение об этом самом Соборе в Киевской лавре под такими, например, красноречивыми названиями: «Необъединенное решение. Московский патриархат не будет входит в комиссию (!) по созданию единой церкви». Словосочетание «Украинская православная церковь» здесь даже не упоминается. Не трудно догадаться, где и кем это «необъединенное решение» принималось.
Но как относятся к расколотому православию и к верховенству Московского патриархата сами украинцы? Последние общенациональные социологические опросы свидетельствуют, что более 30% граждан Украины заявляют о принадлежности к УПЦ КП, тогда как УПЦ МП поддерживает всего 10%. (Эти данные недавно опубликовало «Українське демократичне коло» и служба Ukrainian sociology service.) По численности сторонников УПЦ МП занимает сейчас третье место — после Киевского патриархата и нерелигиозных граждан.
Опрос также показал, что УПЦ Киевского патриархата по количеству сторонников стоит на первом месте во всех макрорегионах Украины, кроме Крыма и Донбасса. Так, на западе соотношение в пользу УПЦ КП составляет 26,8% к 19,7%, в центре и на северо-востоке — 37% к 16,2%, на юге и юго-востоке — 33,9% к 20,7. 30,7% украинцев считают, что православная церковь в Украине долж на быть Единой национальной церковью, подчиненной Киевскому патриархату; всего 11,4% убеждены, что православная церковь в Украине должна быть в составе Русской православной церкви. Как сказал вице-президент Украинской Лиги по связям с общественностью Олег Медведев, приведенные цифры не означают, что люди настолько хорошо разбираются в межконфессионных отношениях православия. Эти данные скорее свидетельствуют о распространенности идеи «Независ имому государству — независимую православную церковь», как это и принято во всем православном мире.