Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уроки единства

На первом уроке в школах расскажут о целостности Украины, мужестве наших военных на востоке и Небесной Сотне на Майдане
15 августа, 2014 - 12:24
Уроки единства
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

События последних шести месяцев заставили Министерство образования пересмотреть взгляды на воспитание молодежи. Кроме знаний, учебные заведения будут прививать детям патриотизм и любовь к Родине. В частности, первый урок в школах в этом году будет иметь название «Украина — единая страна». Он будет направлен на формирование у учеников понимания единства и целостности нашей страны, чувства принадлежности к Украине, осознание себя гражданином, готовность служить Родине и становиться на защиту интересов, воспитывать уважение к государственным символам, а также уважительное отношение к представителям других национальностей.

В течение урока учителя расскажут о событиях, которые способствовали утверждению независимого Украинского государства, акцентируют внимание на том, что Украина — единая и неделимая, что Донбасс и Крым — это также части Украины, а люди, которые там проживают, ее граждане. Сосредоточат внимание учеников на Киевском государстве Владимира Великого, Ярослава Мудрого, создании первой христианской республики в Европе — Запорожской Сечи, основании собственной государственности в Украинской Народной Республике, провозглашении в 1991 году независимости Украины, проявлении гражданской активности во время Помаранчевой революции 2004 года и, конечно, Революции достоинства, которая привела к политическим и общественным изменениям в Украине, а также подвигу украинских военных и добровольцев в борьбе с российскими боевиками, терроризирующими восточные регионы Украины.

В начале урока ученики почтят память Героев Небесной сотни, воинов и других погибших в борьбе за единство государства минутой молчания.

Также Министерство образования советует школам провести цикл «уроков мужества». Темами этих уроков должны быть «мужество украинских военных и добровольцев, их верность Присяге украинского народа, готовность отдать жизнь за мир и покой в Украине, а также героизм простых украинцев, которые помогают обеспечивать армию защитным снаряжением и продовольствием». Стоит вспомнить и об украинцах, которые принимают у себя вынужденных переселенцев. Форма уроков, говорят в Минобразования, может быть разной. В частности, советуют проводить встречи с участниками боевых действий, волонтерами и посещать военные части.

Вадим ВАСЮТИНСКИЙ, социальный психолог:

— Сейчас общество созрело, чтобы положительно воспринимать информацию о том, что Украина — единая и независимая. Если бы массовое сознание не было к этому готово, то можно было бы сколько угодно кричать о «неньке Украине», но эффект был бы недостаточным. Сейчас же большинство готово воспринимать патриотическую, позитивную информацию. Поэтому, поскольку есть запрос и он является позитивным, то этой ситуацией нужно воспользоваться, тем более, если речь идет о детях и молодежи. Воспитание патриотизма — это обязанность каждого государства мира, мы не должны быть исключением.

Каким образом это необходимо делать? Это сложный вопрос. Любую информацию люди воспринимают по-разному. На массовом уровне доминирует восприятие простых, нехитрых, прямолинейных форм. Информация должна быть черно-белой: Украину мы любим и никак иначе; все украинское — это хорошо; альтернатив патриотизму — нет; живешь в Украине — должен быть патриотом; нависла угроза — все обязаны защищать Родину. Это яркие категоричные мнения, которых ожидает массовое сознание. Такое влияние не должно предусматривать сомнений, многозначительности, возможности альтернативных мыслей, тем более, когда мы говорим о детях. Дети в младшем и среднем возрасте требуют четких ответов на вопросы, которые перед ними возникают. Детей не стоит травмировать противоречиями, детский мозг их не воспринимает. Хотя в старших классах уже можно приучать учеников к тому, что бывают разные взгляды и разные мнения, разные ответы на один и тот же вопрос, если на первый взгляд эти мысли противоречат друг другу, то в действительности — отображают разные аспекты процесса. К той мысли, что жизнь более сложная и диалектическая, люди приходят чаще в студенческом возрасте. Вот эту возрастную группу нужно побуждать к обсуждениям и обмену мнениями, восприятию разных позиций.

В то же время избыточный патриотизм может быть и опасен. Человек настолько уверен в том, что его патриотизм самый правильный, что начинает не воспринимать патриотизм других людей по отношению к их странам. К примеру, россияне — страшные патриоты, но патриотизм украинцев они воспринимают как вещь ненормальную.

Елена БЕРЕЖНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ