Об этом на днях заявил в Одессе президент ГСК ЧМП Михаил Мазовецкий. Программа разработана и утверждена министром транспорта Георгием Кирпой и председателем Одесской облгосадминистрации Сергеем Гриневецким и рассчитана на 2003— 2004 гг. План вывода из кризиса Черноморского пароходства состоит из пяти частей и включает в себя анализ финансово-хозяйственного положения предприятия, план мероприятий по выходу из кризиса, анализ эффективности использования объектов, план- график реализации основных мероприятий и предполагаемые результаты. В осуществлении плана участвуют Одесская железная дорога, которая выделила средства для погашения задолженностей по исполнительным листам, объединение «Укрморпорт», Минтранс, правительство Украины и ряд других организаций.
Как сообщил на пресс-конференции Михаил Мазовецкий, Министерством транспорта планируется создание некоего стабилизационного фонда поддержки ЧМП, на что будет выделено 50 млн. гривен. Министерство намерено также всерьез заняться проблемой возврата долгов ЧМП, вокруг которых уже больше десяти лет ведутся дебаты. В частности, 43,8 миллиона долларов США, размещенных некогда на счетах Внешэкономбанка СССР, 22,6 млн. долларов, которые задолжала пароходству НАК «Нефтегаз Украина», 5 млн. долларов долга Нацбанка Украины и 6,6 млн. гривен Министерства обороны. Вернуть эти средства Черноморскому пароходству обязались уже несколько поколений министров транспорта, однако доселе никому это не удавалось. При этом список названных должников далеко не полный. Работы по выявлению реальных кредиторских и дебиторских задолженностей пароходства, в том числе — по долгам зарубежных компаний еще не завершены.
«Многие считали, что ЧМП уже никогда не выберется из кризиса,— заявил президент ГСК Мазовецкий. — На это надеялись в первую очередь те, кто выкупал за бесценок имущество пароходства. Но это имущество государства, оно находится у нас на балансе, и разбазаривать его мы не позволим». Сегодня у Черноморского пароходства осталось 40 объектов и около 140 га земли. Вопросами законности отчуждения имущества ЧМП сегодня занимается межведомственная комиссия. В частности, речь идет об объектах, проданных по решению исполнительной службы Минюста. Последние несколько лет ЧМП постоянно выступает в судах различных инстанций в роли ответчика. Дважды предприятие было признано банкротом. 18 миллионов гривен было выплачено ЧМП в счет погашения долгов по заработной плате. Еще 3 миллиона задепонировано для этих целей на счете в «Экспрессбанке». Интересно, что на 29 июля в Хозяйственном суде по Одесской области было запланировано заседание, на котором ЧМП должно было быть очередной раз признано банкротом. Истцом на этот раз выступал бывший сотрудник пароходства, ранее управляющий гостиничным комплексом в Мадриде г-н Переверткин. Он выставил компании иск в 890 тыс. долларов. Однако после вмешательства СБУ и прокуратуры рассмотрение дела было приостановлено.
Несмотря на все проблемы, по мнению руководства ЧМП, у компании есть перспективы возрождения. Сегодня она выживает за счет эксплуатации остатков берегового имущества, аренды объектов, типографских и складских услуг. Кроме того, в Одесской области ЧМП принадлежат два мясомолочных комплекса в Любашевке и Ивановском районе. В свое время на оборудование одного из них было затрачено 12,5 миллиона дойчмарок, а другого — 8 миллионов. Но прибыли от вложенных миллионов пароходство так и не увидело. В причинах такой бесхозяйственности сегодня разбирается прокуратура. А реконструкцией и эксплуатацией комплексов, по словам начальника областного управления морехозяйственного комплекса Сергея Подурца, ЧМП теперь будет заниматься совместно с областной администрацией, которой принадлежит 25 процентов имущества.