Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В новом статусе

Тысячи киевлян хотят заменить школьные учебники на вузовские
24 июня, 2003 - 00:00

В субботу в стенах столичного колледжа имени Сухомлинского, равно как и в сотнях других общеобразовательных школ, царило ощущение несколько грустного праздника. «Пусть институтское время и считается «золотым» периодом жизни, — делилась с «Днем» своими переживаниями выпускница Виктория Иванова, — однако школа для многих —это целая эпоха: вот так сразу взять и отвыкнуть от сложившихся за десять лет устоев весьма нелегко». Похожие эмоции переполняли и родителей, которые, пусть и не в роли главных героев, переживали прощание со школой во второй раз.

Название документа — аттестат зрелости — говорит само за себя: его выдача — своего рода черта между периодами беззаботности и взрослых обязанностей. Ведь даже институт, пусть малооплачиваемая, но все-таки — работа. «Насколько к ней готовы, определились ли с профессией и на чем остановили свой выбор?» — решил поинтересоваться «День» у виновников торжества. Большинство — уже да, и, воспользовавшись правом сдавать документы в несколько вузов, так и поступило. Будут в 11 «А» свои деятели культуры и представители технических профессий, однако большинство — что в последние годы стало для Украины традицией — пойдут в юристы-экономисты-бухгалтеры. Помнится, в первом классе в сочинении «Кем хочу стать?» в основном указывают такие профессии, как учитель, доктор, продавец (в школьные годы автора особенно популярной была специализация «продавец мороженого» — чтобы есть оное в неограниченном количестве)…

К сожалению, мамы выпускников об уровне школьного образования в розовых тонах говорить были не склонны: по убеждению одной из них, Нины Николаевны Ситник, необходимость нанимать репетиторов перед поступлением в высшее учебное заведение обусловлена далеко не завышенными требованиями вуза…

Что можно сказать о качестве нашего среднего образования? — спросил «День» и у экспертов.

ВОПРОС «Дня»

Насколько качественно наше среднее образование?

Леонид САЧКОВ, глава Центрального комитета профсоюзов работников образования:

— Хотим мы того или нет, однако остаться в стороне от процессов, происходящих в мире, у нас не выйдет. Они, процессы, не оставляют человеку иного выбора, кроме как заниматься постоянным повышением своего профессионального уровня. Сегодня же, начиная от высших эшелонов власти и заканчивая родителями, сложилось мнение, что труд педагога — дешев, за него не нужно много платить. В такой ситуации говорить о резком увеличении качества подготовки преподавателей, более того, о самом желании учителя повышать его, не приходится. Тем не менее, очевидно, что качество самого образования не в последнюю (если не в первую!) очередь определяется статусом педагога.

Еще один залог качественного образования — индивидуальный подход к каждому ребенку. Но насколько это возможно с учетом того, что в классе насчитывается около 30 детей, и при этом задача осложняется социальной неоднородностью коллектива? Ну а главный фактор — кадровый. Вузы выпускают педагогов, которые зачастую приходят в систему не по призванию. Профессия до того непрестижна, что зачастую получивший образование выпускник уходит в совершенно иные сферы деятельности.

Сельская школа — тема отдельного разговора. С одной стороны, она сильна энтузиастами, но про новизну учебного процесса и конкуренцию со школами городскими речь не идет. Методическая нагрузка там меньше, поэтому и уровень знаний совершенно иной: сельские дети, приходя в первый класс с равным городским детям уровнем знаний, к выпуску зачастую последним проигрывают.

Борис КРЕМИНСКИЙ, заведующий отделом работы с одаренной молодежью научного методологического центра среднего образования МОН:

— Когда в квартире идет ремонт, говорить о беспорядке как-то не принято. В сфере образования в данный момент осуществляется процесс реформирования, естественно, существуют и сложности. Главный вопрос на «повестке дня» — это, конечно, зарплата, и вытекающая из этого проблема удерживать и привлекать квалифицированные кадры. Ибо ни одна реформа без них реализована быть не может.

Виктор САФИУЛИН, директор киевской гимназии «Троещина»:

— На мой взгляд, колоссальный дефицит кадров — не просто проблема: через несколько лет она может превратиться в катастрофу. Образовательная сфера неуклонно «стареет», и держится практически полностью на «старой гвардии» в возрасте 50-ти и более лет. Этим преподавателям в свое время внушили, что они — идеологические бойцы: только поэтому и сегодня они работают как «зомби» за мизерную зарплату.

Будучи по обмену опытом в США (наша гимназия имеет деловых партнеров в некоторых странах), я проводил опрос среди тамошних детей, с какой профессией они хотели бы связать свою судьбу. К моему великому удивлению, очень многие хотели бы стать в будущем преподавателями. В отличие от Украины, на Западе эта профессия считается престижной: к примеру, зарплата директора американской школы составляет 10 тысяч долларов в месяц. Когда, помявшись, я назвал размер «гонорара» директора киевской школы (около 500 гривен), там долго не могли понять: это сумма за неделю, день или месяц... Ответ заставил замяться самих американцев…

Можно, конечно, говорить также и о отсутствии индивидуального подхода к ученикам как об еще одном залоге качественного образования, но эта проблема также «упрется» в отсутствие средств на организацию дополнительных классов и кадровый нюанс.

Наталья МЕЛЬНИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ