Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В США состоялась мировая премьера оперы о Голодоморе

Первыми фрагменты произведения Вирко Балея — известного американского композитора украинского происхождения — услышали киевляне
30 января, 2013 - 11:11
В КИЕВЕ ПАРТИЮ МУЖЧИНЫ В КОНЦЕРТНОМ ВАРИАНТЕ ОПЕРЫ «ГОЛОДОМОР (КРАСНАЯ ЗЕМЛЯ. ГОЛОД)» ИСПОЛНИЛ ТЕНОР ДЖОН ДАЙКЕРС (США) / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

На бесплатном концерте в Лас-Вегасе (США) в Зале имени Дока Рэндо Центра музыки имени Ли и Томаса Бимов состоялась премьера новой англоязычной оперы «Голодомор (Красная земля. Голод)». Вирко Балей — украинско-американский дирижер, пианист, композитор, музыкальный деятель. Дебют его новой работы в Нью-Йорке состоится 5 февраля, передает inoСМИ со ссылкой на Las Vegas Review-Journal. Балей родился в Украине в 1938 году и Большого голода в Украине на себе не испытал, однако говорит, что знал людей, «которые через это прошли». Он обдумывал оперу почти три десятилетия, но неоднократно ее откладывал. Часть ее музыкального материала он использовал в своей второй симфонии и в камерной работе «Время сновидений» (Dreamtime).

Вирко Балей проработал пять месяцев в Институте украинских исследований Гарвардского университета. Проходившая в нем международная конференция об Голодоморе дала композитору возможность послушать публике выдержки из недописанной оперы. Представление заняло примерно час.

После того, как эти эпизоды были поставлены в штаб-квартире ООН, маэстро решил, что пора возвращаться к работе над произведением.

Кстати, в октябре прошлого года киевляне первыми услышали фрагменты оперы Балея «Голодомор (Красная земля. Голод)», которые исполнили: Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины (дирижер Виталий Протасов) и двое солистов — сопрано Тамара Ходакова (Женщина) и тенор с США Джон Дайкерс (Мужчина). Тогда прозвучали: вступление к опере (инструментальная часть) и части произведения — «Колыбельная», «Время волка» и «Вечное сияние».

— У Богдана Бойчука есть пьеса «Голод», она мне очень нравилась и я видел в ней хороший потенциал для оперы, — рассказал в интервью «Дню» (№199-200 от 2-3 ноября 2012 г.) Вирко БАЛЕЙ. — Там только два главных персонажа — Мужчина и Женщина, нет массовых сцен, а это важно с практической стороны, потому что в Америке мало профессиональных оперных театров, которые могли бы поставить масштабную современную оперу. Это требует бюджета где-то под полмиллиона долларов — большие деньги, которые невозможно покрыть по продаже билетов. Время университетские театры свободные в выборе репертуара. В начале 1990-х на театральном отделении Университета в Лас-Вегасе, где я преподаю, решили поставить мою оперу, режиссером должен быть Юрий Ильенко. Однако тогда ничего из этого не вышло, потому университет вскоре отказался от проекта...

Сначала для моего героя нет ничего святого, он насмехается над теми, кто несет в себе веру и начинает со злости разбивать распятие, ранит до крови себе руки. И в этот момент наступает катарсис! Он понимает, что умрет, и тогда начинает кормить маленького ребенка своей кровью, чтобы он выжил. Я думаю, большинство людей хотят, чтобы их жизнь не зря прошла.

А Женщина вместе с ребенком идут дальше, и есть малая надежда, что они могут выжить! Если это случится, то и Женщина изменится, потому что она наконец нашла добро в людях, причем в наихудшей ситуации...

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ