Фонд помощи и развития «Детям Чернобыля» (ФПРДЧ), который основан выходцами из Украины — доктором Зеноном Маткивским и его женой Надеждой, решил «помочь вывести систему здравоохранения Украины в XXI век». В целом за 22 года работы в Украине они наладили сотрудничество с 31 больницей и тремя детскими домами, которые специализируются на неонатологии, перинатологии, педиатрической онкологии и детской хирургии.
— Тринадцать больниц Украины — в Чернигове, Черновцах, Донецке, Луцке, Полтаве, Киеве, Ивано-Франковске, Львове, Ровно, Херсоне и Владимирке — в ближайшее время подсоединятся к глобальной сети для проведения в реальном времени видеоконсультаций с медицинскими специалистами глобальной телемедицинской сети. Общая стоимость проекта — свыше 620 тысяч долларов. Реализация программы предусматривает закупку необходимого оборудования, его монтаж, запуск и обучение персонала. Внедрение программы по телемедицине станет последним проектом ФПРДЧ, прежде чем организация завершит свою гуманитарную миссию в феврале 2012 года, после 22 лет деятельности, — сказал основатель Фонда Зенон Маткивский.
Фонд помощи и развития «Детям Чернобыля» избрал эту программу потому, что считает телемедицину самой лучшей инвестицией, которую Фонд может сделать в будущее Украины. То есть «вписать нашу медицину в мировую сеть». Как отметил директор Научно-практического медицинского центра детской хирургии и кардиохирургии Илья Емец, украинским врачам не хватает опыта — такого, какой имеют врачи в ведущих странах мира. Медицинский Центр детской кардиохирургии Киева стал первым в Украине, где вот уже пять лет используется телемедицина.
— Когда Зенон спросил у меня, что мне нужно, я сказал — опыт. И мы его получили. Эти новейшие технологии спасли у нас не одну жизнь детей с заболеваниями сердца, потому что дают нам знания вне зависимости от расстояний. Например, если менее опытный врач делает УЗИ беременной женщине и видит, что какой-то орган у ее ребенка развивается с патологией, то он может передать эту картинку через Интернет (благодаря специальному телемедицинскому программному обеспечению и оборудованию) более опытному врачу в любую другую точку мира, и тот посоветует, как поступать, чтобы не навредить ни женщине, ни будущему ребенку. В нашем Центре мы еженедельно минимум 18 — 20 раз консультируемся с зарубежными коллегами. Поверьте, если ты делаешь операцию на сердце ребенку, которому пять часов от роду, то это очень серьезно. Мировые врачи давно используют такие технологии, и Украине нужно поднимать «железный занавес», — сказал Илья Емец.
Посол США Джон Тефт, который присутствовал на презентации проекта, назвал его одной из наилучших инвестиций в развитие украинской медицины: «Надеюсь, что он поощрит украинскую сторону к улучшению своей системы здравоохранения».
— Наша задача — чтобы техника заработала в украинских больницах и врачи имели возможность налаживать контакты между собой — как с украинскими коллегами, так и с американскими, европейскими или австралийскими. В мире есть первоклассные врачи, которые готовы учить украинских. Кроме больниц, финансируемых нами, есть несколько больниц, которые опекают Ахметов и Пинчук, думаю, они тоже захотят приобщиться. Другой вопрос, как и кто будет координировать деятельность телемедицины в Украине. Думаю, что эти функции на себя мог бы взять господин Емец, который имеет опыт работы в глобальной сети. Единственное, что хочу отметить, доступ к этой технологии должен быть только у высококлассных, опытных врачей. Потому что если за телемедицину возьмется непрофессионал, то возникнут проблемы с интерпретацией информации, что может навредить пациентам. Без специалистов технологии — ничто, — отметил Зенон Маткивский.
Партнеры Фонда помощи и развития «Детям Чернобыля», его жертвователи и спонсоры считают завершение работы Фонда не концом, а началом (за 22 года работы украинской медицине предоставлена помощь на 63 миллиона долларов), началом новой работы в сфере здравоохранения, «будущим украинской медицины благодаря новейшим технологиям».