Министерство экономики по иску Ассоциации «Укравтопром» возбудило специальное расследование относительно импорта в Украину российских легковых автомобилей. В иске «Укравтопрома» указывается, что именно из- за неограниченного ввоза автомобилей из России занятость на украинских автозаводах сокращается на 14,5% в год. За комментарием мы обратились к инициаторам расследования. На вопросы «Дня» отвечает исполнительный директор «Укравтопрома» Ефим Хазан.
— Каковы основания для возбуждения расследования? Ведь цены на российские автомобили нельзя назвать демпинговыми.
— Это не антидемпинговое расследование, а спецрасследование. Это разные вещи. Речь не идет о поставках по заниженным ценам. Мы говорим о спецрасследовании с целью защиты украинского производителя по автомобилям с объемом двигателя до 1,5 тысячи см . Это, в частности, автомобили ВАЗ. Мы ни в коем случае не хотим нарушить наши отношения с Российской Федерацией. Наоборот, рассчитываем на то, что они укрепятся. Потому что сегодня в Украине несколько предприятий производят ВАЗы. Они проводят крупноузловую сборку. Мы исходим из того, что емкость украинского рынка автомобилей этого класса, и наши производственные возможности совпадают. Если вы хотите купить себе «Жигули», пожалуйста, покупайте «Жигули» украинской сборки. Вот и вся проблема, вокруг которой поднялась такая паника. Я не вижу никаких причин для такого переполоха.
— Имеют ли «Жигули» украинской сборки такие же качественные характеристики, как и российские?
— Автомобили, собираемые в Украине, неплохо продаются. В прошлом году объем их продаж вырос в 3,5 раза. Я считаю, что по качеству эти автомобили вряд ли будут уступать российским машинам такого же класса. Так что если в конечном итоге меньше денег будет уходить в Российскую Федерацию, и больше будет оставаться здесь, это уже позитив. Кроме того, будут загружены люди, увеличатся доходы государства, что ж в этом плохого?
— Почему расследование было возбуждено именно сейчас? Не связано ли это с какими-то политическими моментами в отношениях с Россией? И не является ли это ответной мерой в рамках торговых противоречий с Россией?
— У нас есть план, ежегодный, работы Ассоциации. Мы работаем по нему. Инициатором этого решения были не предприятия, а конкретная ситуация на рынке Украины. Мы ведь ситуацию видим, и ежеквартально получаем отчеты предприятий. Отсюда и возникает необходимость решать проблемы. Так что не нужно здесь искать виноватого. Виновата исполнительная дирекция, я конкретно! Есть рынок Украины, который надо защищать. У нас есть производственные мощности, так давайте их сполна использовать, как в любой цивилизованной стране.
— Ходят слухи, что реальными инициаторами расследования стали такие фигуры как Васадзе и Порошенко, имеющие интересы на автомобильном рынке Украины. Насколько верна эта информация?
— Я не слышал о том, что это идея Порошенко или Васадзе. План работы Ассоциации был принят еще в феврале прошлого года. С того момента и велась уже эта работа. При чем, на сколько мне известно, ни с Васадзе, ни с Порошенко на эту тему бесед не было. Мы просто выполняем свою работу.
— Чего вы хотите добиться в результате спецрасследования?
— Реально мы бы хотели, чтобы была установлена квота. Не будет такого, что российские автомобили вообще перестанут ввозится в Украину. Но надо дать возможность подняться нашим заводам. Иначе мы же просто не выживем.
— И какой квоты вы будете добиваться?
— Исходя из объемов продаж 1999 года, мы считали, что было бы приемлемо введение квоты на 8,4 тысячи автомобилей ВАЗ в год. Но это все еще очень и очень долгий процесс. 30 дней уйдет на прием претензий и разъяснений россиян. Потом еще через 200 дней будут рассматриваться эти заявления. То есть реально квотирование может быть введено не ранее конца этого года.
— Не идет ли в этом случае речь о лоббировании интересов «АвтоЗАЗ-ДЭУ»?
— Что покупать, определяет покупатель. Свой рынок есть у каждой марки автомобиля. Это святое право покупателя, покупать то, что он хочет. А мы, производители, должны ему это предложить. Так что нужно производить в том числе и «Жигули» в Украине. Тем более эти производства существуют, и они сертифицированы. В Херсоне, в других городах тоже хотят собирать ВАЗы.
— Почему в России, на АвтоВАЗе, ничего не знали о ваших планах о возбуждении спецрасследования?
— А я и не должен делать запросы в Россию. Это уже дело политическое. Нашей деятельности это не касается. Мы делали то, что считали нужным.