Именно сделки за рубежом создают схемы, позволяющие уходить
от уплаты налогов, от чего страдает бюджет страны. Например, по Крыму сейчас
задолженность по платежам в бюджеты всех уровней имеют 21,8 процентов субъектов
коммерческой деятельности, то есть 6,8 тысяч предприятий, на общую сумму
225,3 миллиона гривен. Такая сумма составляет треть бюджета.
Как сообщил Федор Костюченко, по итогам выявленных фактов
налоговая администрация Крыма выявила 11 преступлений по фактам сокрытия
валютной выручки. Возбуждено 8 уголовных дел по предприятиям, которые имеют
задолженность по ВЭД на 1,2 миллиона долларов. Многие из этих сделок откровенно
нацелены на обналичивание денег. Например, частное предприятие из Евпатории
перечислило в Москву «в счет заказанных нефтепродуктов» на 1,2 миллионов
долларов сумму в 1,4 миллиона долларов, но не получило назад ни товаров,
ни денег. Не возвращены также 79,4 тысячи гривен в адрес АОЗТ из Феодосии
за неиспользованные услуги.
Федор Костюченко также высказался за введение предварительной
экспертной оценки контрактов на предмет их целесообразности. «Как экономист,
— говорит он, — я не понимаю целесообразности такой, например, сделки.
Частное предприятие направляет в Узбекистан линию по разливу напитков стоимостью
180 тысяч долларов, но получает за это не деньги, а… томатную пасту на
сумму 132 тысячи долларов. Причем, этого товара и в Крыму достаточно, и
стоит он здесь на 20 процентов дешевле. Или другой факт: крымское предприятие
перечисляет на Мальту 200 тысяч долларов, в Иран — 400 тысяч долларов за…
импорт лука репчатого, которого и в Крыму достаточно по значительно низшим
ценам. Несколько лет предприятие «Крымэнерго» перечисляло деньги за рубеж,
не получая оттуда ни угля, предусмотренного договоренностями, ни нужного
количества энергии. Задолженность уже сейчас составила 500 тысяч долларов,
на эту сумму начислено 5 миллионов гривен пени, однако расчеты не произведены».
По данным ГНА в Крыму, ряд субъектов коммерческой деятельности
Крыма при помощи ЛОРО- счетов создали сеть подставных структур для конвертации
денег, выплаты нелегальной зарплаты и ухода от уплаты налогов. Из-за того,
что налоговые органы не имеют законодательных методов проверки счетов в
оффшорных зонах, они активно используются преступными элементами для экономических
афер. Так, по данным крымских банков, одна местная фирма перечислила в
оффшорную зону 15,8 миллиона гривен за 23 дня, другая фирма перевела туда
же 14,5 миллиона гривен за 36 дней.
Заместитель Председателя ГНА в АРК считает, что именно
с незаконными финансовыми операциями, сокрытием налогов в большинстве случаев
связаны и так называемые инвестиции украинских коммерческих структур за
рубежом. За 1991–99 годы только крымскими структурами вложено за рубежом
5,3 миллиона долларов, однако эффективность этих вложений очень сомнительна.
По данным ГНА в АРК отдача каждого вложенного доллара составляет всего
2 цента. То есть, эти «инвесторы» получили бы прибыли в 10 раз больше,
если бы оставили валюту в банках на депозитных счетах.
Вместе с тем ясно, что ни правоохранительные, ни фискальные
органы не имеют права ограничивать коммерческую свободу украинских предпринимателей.
Это дело их риска, если они ошиблись и вложили деньги в убыточное дело,
однако и Федор Костюченко, и Николай Бобров считают, что в большинстве
случаев эти факты связаны с сомнительными финансовыми схемами и тривиальной
конвертацией денег для использования их в теневом секторе. Просто не всегда
такие схемы можно выявить и доказать их незаконность. И только установление
в самой Украине благоприятного инвестиционного климата, только законодательная
поддержка украинских производителей даст возможность избежать теневого
оборота денег в зарубежных банках. Исключит необходимость и выгоду такого
«бизнеса». Эта задача по-прежнему не решена.