Украинский Нацбанк стремится показать, что прислушивается к общественному мнению в стране, по сути, восставшему против введенного центробанком требования проводить валютообменные операции только при предъявлении документа, удостоверяющего личность и резидентность (гражданство). Во вторник руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий разъяснил, что во избежание злоупотреблений с ксерокопиями первых страниц паспорта, взятыми при покупке-продаже валюты, на них должен ставиться штамп о совершении операции. «Тем самым будет обеспечена невозможность использования копии для проведения повторных операций», — сказал он агенству Интерфакс-Украина и напомнил, что эти ксерокопии защищены законом о банковской тайне, за нарушение которого банки несут уголовную ответственность.
Ксерокопия, может быть, и защищена. Ее ни ограбить, ни привлечь к суду за невозврат кредита и т. п. Но кто возьмет на себя труд обезопасить человека, подвергнувшегося мошенничеству из-за разглашения его личных данных? Люди в нашей стране не верят ни милиции, ни судам, и поэтому не хотят рисковать...
Тем временем Нацбанк, ссылающийся на все еще действующий декрет времен премьерства Леонида Кучмы, изданный в условиях гиперинфляции и постоянной девальвации национальной валюты, пользуется краплеными картами. Ведь декрет действительно требует предъявлять удостоверение личности при покупке и продаже валюты. (Но не предусматривает копирования.) Причем делается это с единственной и вполне легитимной и логичной целью: ограничить в валютообменных операциях иностранцев, чтобы они не наживались на спекуляциях валютой и не наносили таким образом вред нашей стране.
Для гражданина Украины никаких ограничений законодательство страны при продаже-покупке валюты не предусматривает. Другое дело — человек, у которого нет нашего гражданства, для него — другие правила. Так что, просто предъявив свой паспорт, украинский гражданин легко вступает в свои валютные права. Почему в то «декретное» и даже несколько диктаторское с точки зрения действовавшей Конституции время не додумались до копирования документов? То ли по причине дефицита и дороговизны этих приборов, то ли потому, что в то время права человека и гражданина в нашей стране уважали чуть больше, чем сегодня. Введение этой нормы — явная самодеятельность Нацбанка (кстати, в очередной раз подрывающая доверие к банковской системе страны). Несомненно, хороший юрист мог бы для таких действий и статью отыскать в Уголовном кодексе. Что-то вроде превышения полномочий. Не случайно источник в Минюсте, куда поступило на регистрацию злосчастное постановление НБУ № 278, сообщил, что зарвавшийся мегарегулятор вскоре будет вынужден этот документ отменить...
Однако товарищ явно поспешил. Потому что Нацбанк вряд ли мог бы пойти на превышение своих полномочий, если бы предварительно не получил добро от правительства. Не случайно вице-премьер-министр — министр инфраструктуры Борис Колесников с уверенностью заявил, что ужесточение правил обмена валюты не отразится на футбольных болельщиках и не будет иметь негативных последствий для проведения в Украине Евро-2012.
Но если Колесникова сейчас заботят главным образом интуристы, то глава правительства Украины Николай Азаров, чтобы не потерять лицо, обязан защищать права собственных граждан. И он пообещал, что Нацбанк «скорректирует» свое постановление. Как именно и как скоро, Николай Янович, естественно, не указал, потому что НБУ у нас, как известно, целиком независимый орган...
Между тем глава советников председателя НБУ почти через два месяца после принятия обсуждаемого постановления говорит о том, что Нацбанк всего лишь планирует расширить перечень документов, по которым можно будет приобретать валюту (пока что для этого пригоден исключительно паспорт Украины). Успокоили ли украинцев его уверения в том, что действия НБУ находятся в контексте усиления борьбы с коррупцией и стремления внедрить европейские принципы в борьбе с отмыванием средств, полученных незаконным путем? «Мы хотим показать пример того, что законодательные решения не должны игнорироваться», — сказал Литвицкий.
Собственно, эту же мысль высказал народный депутат Арсений Яценюк (НУ-НС, лидер партии «Фронт Змін») в своем иске в Окружной административный суд Киева. В нем отмечается, что сбор, хранение, использование и распространение информации о физическом лице, в том числе конфиденциальной информации о физическом лице, осуществляется только на основании закона. А постановление НБУ не является законом и приводит к нарушению закрепленных в Конституции Украины и в законе «Об информации» прав и законных интересов граждан. В иске отмечается, что НБУ не имеет права требовать от банков выполнения операций и других действий, не предусмотренных законами Украины, поэтому его постановление, как считает Яценюк, является противоправным, грубо нарушающим права граждан Украины и должно быть отменено в судебном порядке.