На хорошо опробованной идее — свести в одном экспозиционном пространстве работы душевнобольных и «нормальных» художников — была построена выставка «Вариации гениальности», открывшаяся в Арт-центре на улице Костельной. Экспозиция такого рода в Киеве далеко не первая. Памятуя об этом, организаторы постарались придать антуражу акции максимальную затейливость и оригинальность. В качестве пропусков посетителям выдавали значки и марки советской эпохи. Саму выставку предваряли выступления двух танцоров, одетых в белые больничные одежды, и звуковые упражнения музыкантов, восседавших на стремянке. Одним же из наиболее заметных экспонатов был «прибор для измерения гениальности», на поверку оказавшийся специальным медицинским приспособлением, предназначенным для... трепанации черепа.
Что до собственно живописи, то она, как сказано выше, была разделена на два вида. В первом зале висели работы киевских, рационально рассчитывающих свой успех, авангардистов, во втором — многочисленные полотна пациентов психиатрических лечебниц. Увиденное оставило двойственное ощущение. С одной стороны, была очевидна некоторая натужность претензий «нормалоидов» на странность мышления и образную раскованность. С другой стороны, работы душевнобольных подкупали открытой эмоциональностью, яркостью воплощения, какой-то особой детской религиозностью (большинство картин — на библейские темы) и, в целом, очень открытым, наивным восприятием мира и собственных фантазий.
Трудно здесь говорить о чьем-либо выигрыше. Несомненно одно — до тех пор, пока искусство будет мучиться собственной несостоятельностью, зрители, ради которых оно делается, будут страдать недугом равнодушия и к искусству, и ко многим другим вещам, а любые вариации на тему гениальности и душевного расстройства — иметь характер протокольных и не очень эффективных мероприятий.