Вчера между Институтом педагогики АПН Украины и Украинским центром оценивания качества образования было подписано соглашение о научно-методическом сотрудничестве.
Это было сделано для объединения усилий обоих коллективов в решении проблем, возникающих с развитием в Украине независимого внешнего оценивания учебных достижений учеников. Обе структуры уже сегодня совместно прорабатывают перспективы введения системы внешнего оценивания на 2008 — 2009 годы. Планируется в 2009 году осуществить полный переход на систему внешнего оценивания знаний выпускников общеобразовательной школы и параллельно отказаться от вступительных экзаменов в высшие учебные заведения — прием в высшие учебные заведения будет осуществляться на основании сертификатов, выданных Украинским центром оценивания качества знаний и его региональными подразделениями. В этом году тестированием будет охвачено около трети всех выпускников средней школы. В следующем году стопроцентного охватывания всех учеников независимым тестированием также не предусматривается.
В проведении тестирования существует много проблем. «Когда я был министром образования и науки и начинал эту экспериментальную работу, — сказал президент АПН Украины Василий Кремень, — я скрупулезно изучал опыт России, начавшей этот эксперимент раньше. Важно, чтобы в последних классах школы системное изучение предметов не разрушалось, не превращалось в «натаскивание» на тесты. Нужно использовать тестовые технологии не только для выпускников. Мы должны найти возможность для широкого внедрения тестовых проверок знаний школьников различных классов, начиная, скажем, с 5-го класса, — и совсем не обязательно только по итогам года. Например, после изучения нескольких тем учитель проведет 15-минутное тестирование для выяснения качества усвоения материала. Значение тестов вижу не только в том, чтобы сделать более справедливым поступление в высшие учебные заведения (хотя и это важно), а в том, чтобы более справедливо оценить, как работают отдельные школы, как работают отдельные учителя. Сейчас объективных показателей работы учителя нет, потому что учитель, выставляя оценку ученику, практически выставляет оценку сам себе.
Кстати, президиум Академии педнаук принял решение о создании на базе Института педагогики и психологии профессионального образования Института педагогического образования и образования взрослых. Речь идет о том, что нужно целостно исследовать все, что связано с подготовкой педагога, повышением его квалификации. У Академии педнаук до сих пор еще не было такой структуры, которая бы целостным образом исследовала такую важную проблему, как образование взрослых. «В ближайшее время поднимем вопрос перед Кабинетом Министров о создании в академии Института одаренного ребенка. Речь идет о необходимости изучения одаренности в каждом ребенке. Нужно научиться выявлять и развивать эту одаренность, помогать ребенку ее реализовать, а также готовить ребенка к реализации его одаренности во взрослом возрасте. Этот Институт будет тесно сотрудничать с Центром тестирования. Потому что тестирование — это не только способ исследования уровня знаний учеников в той или иной сфере, но и способ выявления одаренности посредством оценивания качества их образования и сравнения этих результатов по различным предметам», — заметил Василий Кремень.