Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Великий украинец из Оклахомы, или «Подвалы Верховной Рады»

12 июня, 2004 - 00:00

Он родился на западе США, в штате Оклахома, но навсегда связал свою жизнь с Украиной. Джеймс Мэйс стал Великим Украинцем американского происхождения, стал кем-то значительно большим, чем просто признанным, талантливым историком. Потому что у него была уникальная способность ощущать человеческую боль, человеческие страдания, потому что он помог каждому украинцу (при условии, что было желание это сделать!) почувствовать себя Личностью. Вот почему в этот скорбный сороковой день со дня смерти Джеймса Мэйса, когда масштаб этой фигуры выступает значительно яснее, и острее чувствуется, кого потеряла Украина, абсолютно уместным является вопрос об улице его имени, премии для публицистов и тому подобное.

Но встреча в редакции «Дня», посвященная памяти выдающегося историка, публициста и общественного деятеля, остро поставила и ряд предельно серьезных вопросов. Разве не является преступлением, по словам Романа Круцика — председателя столичной организации Всеукраинского общества «Мемориал» имени В. Стуса, «размагничивание» в подвалах Верховной Рады трех тысяч уникальных видеокассет с рассказами людей, переживших Голодомор 1932—1933 годов (а их передал руководству парламента Джеймс Мэйс с коллегами еще в 1993 году, и значительная часть их, по-видимому, окончательно повреждена!). Кто ответит за это? Почему к этим уникальным материалам не имеют доступа научные сотрудники? Почему не выполняется Указ Президента Украины о создании Центра изучения Голодомора в Украине? Как решить проблемы, связанные с созданием Музея Голодомора, памятников миллионам убиенных, соответствующего Фонда и Исследовательского центра? Что нужно сделать для того, чтобы достойно увековечить память о Джеймсе Мэйсе?

Решения этих и других проблем вместе искали гости «Дня»: вдова Джеймса Мэйса, писательница Наталья Дзюбенко; Вильям Морган (США), председатель Комитета программы и выставки «Голодомор в Украине»; известный историк, профессор Станислав Кульчицкий; председатель Всеукраинского общества политзаключенных и репрессированных Евгений Пронюк; философ Олег Билый (Институт философии НАН Украины), а также упомянутый Роман Круцик. Подробный рассказ об идеях и предложениях, высказываемых на встрече, читайте в одном из ближайших номеров «Дня».

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ