Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виктор НЕБОЖЕНКО: Партия регионов превращается в КПСС

8 августа, 2007 - 19:20
ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА

Избирательная кампания стартовала, партии и блоки провели свои съезды, озвучили основные «мессиджи», раздали обещания, определились со списками. Одним словом, уже можно подвести некоторые промежуточные итоги. Мы попросили сделать это известного украинского политолога Виктора НЕБОЖЕНКО.

— Виктор Сергеевич, на днях три политических тяжеловеса — «Наша Украина», БЮТ и Партия регионов — провели свои съезды. Ваши впечатления...

— Складывается очень важная эволюция партийной системы Украины. Она заключается в том, что Партия регионов пытается стать не партией Донецка, а партией нескольких регионов. И это очень важно. Даже появление знаменитого Шуфрича в первой пятерке — это попытка таким насильственным образом представлять западные регионы. Он не представляет остатки СДПУ(О), он представляет прежде всего западные регионы.

Кроме того, съезд показал по формулировке, по содержанию, по спискам, по организации, что Партия регионов превращается в КПСС. То что случилось с «Единой Россией», партией власти в РФ, то же происходит с Регионами. Может, они этого не чувствуют, но это классическая КПСС.

В противоположной стороне происходят другие процессы. И БЮТ, и «Наша Украина» соревнуются с друг другом в очень опасной тенденции — сочетание левой демагогии с формальными правыми принципами. Т.е. в национал-социализме. И та, и другая сила болеют пока в легкой форме двумя очень страшными европейскими болезнями. Нельзя сочетать социализм и национализм. До фашизма там далеко, но факт тот, что это им удается: левая риторика и демонстрация национальных ценностей.

— А как вам качество списков?

— В «Нашей Украине» качество списков такое, как мы и предполагали. Идея о том, что идет обновление за счет хора украинских мальчиков и девочек, недостаточна для политической силы, которая в 2002 году имела 25 процентов. У «Нашей Украины» нет идей и новых личностей.

БЮТ вообще представляет собой закрытую организацию, где главным является лидер. Обратная сторона чудовищной власти Тимошенко заключается в том, что те, кто у нее в списке, получают больше от этой жизни, чем она сама. Она проводит около ста человек в парламент и им совершенно не надо волноваться, что им делать с политикой, какую ответственность нести перед избирателями. Про Партию регионов я уже говорил.

— На эти выборы, кроме тяжеловесов, пошли и миноритарные партии: «Свобода», блок Литвина, блок Супрун. Есть ли у них шансы пройти в Раду?

— Конечно же есть. Начнем со «Свободы». Если они не обрастут олигархами и скрытым чужеродным финансированием, а будут опираться, скажем так, на чистую идею и на свои ряды, то они вполне могут пройти. У них есть свой электорат — есть три процента людей, которые считают, что «Украина для украинцев». Национальная идея в Украине всегда была. Другое дело, что они не могут собрать свой электорат. Так что у «Свободы» есть шанс. Но это шанс. Не больше.

Что касается Литвина, то он никак не может определиться: он пришел или ушел. Мне как профессионалу очень тяжело понять язык его политтехнологических ходов. Наверное, электорату это сделать еще труднее. Но я хотел бы, чтобы он прошел в парламент, потому что разнообразие является источником развития.

То же самое про блок Супрун. Я не думаю, что блок Супрун — это правильное решение. Это какая-то обида на блок Литвина, видно, что это зеркальное отражение.

— Выглядит так, что она собрала всех политических неудачников.

— Я не хочу говорить, что это неудачники. Сама Супрун очень сильный квалифицированный специалист. Но надо додуматься: если у вас 1,5 процента на старте, называть себя блоком! Это можно только поразить крайне неуравновешенную публику в электорате. Нужно как-то иначе. Может, не заявлять фамилию, а заявлять идею.

Вот Янукович — это идея. Это попытка представителя восточных регионов, попытка донецких захватить всю Украину. Это борьба с «оранжевыми». Ему даже не надо говорить и улыбаться. А всем остальным нужно выдавать идеи, в том числе Супрун и Литвину. За Литвиным неплохое прошлое, но этого мало, чтобы оказаться в будущем.

— Если вы помните, еще весной Луценко предложил не трогать «гуманитарный блок», чтобы не раскалывать Украину. И, действительно, сейчас мы видим, что «Наша Украина» не поднимает вопрос статуса воинов УПА, вопрос единой православной церкви. А Партия регионов не трогает русский язык и НАТО. Это правильный ход?

— Это правильный и массовый ход. На самом деле, в мировой политологии, если выборы досрочные, то никто не хочет рисковать. Все хотят восстановить свой статус-кво в парламенте. Вот с чем связано осторожное отношение к этим вопросам. Хотя они никуда не уходят. Они все равно всплывут, потому что они ненадуманные. Надуман только один вопрос — о единстве Украины, который когда-то раскручивала партия власти, помните, «За единую Украину!». А потом те же самые политтехнологи расписали другую карту, которая называется «разделим Украину на три части». Это те же самые люди. Вот в чем дело. А все остальное — это реальные вопросы, которые политикуму придется решать. И их «стыдливость» к этим проблемам можно объяснить только досрочностью выборов.

Беседовала Алена ЯХНО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ