Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Визит примирения — не примирил?

От приезда Президента Украины на Волынь здесь многие ждали большего
16 октября, 1996 - 19:51

«Десь там далеко на Волині родилась армія УПА...» — вероятно, что и эти слова из повстанческой песни могли побудить главу государства День памяти УПА провести именно в нашем крае. Но Виктор Ющенко поехал не в урочище Вовчак на Турийщине, где и «родилась УПА», а в городок Колки в Маневичском районе. Здесь в глубоком немецком тылу весной 1943 года начала действовать так называемая Колковская республика: воины УПА освободили от фашистов пять районов Волыни. Здесь несколько месяцев был островок свободной Украины: с национальными органами власти, школами, больницами...

До сих пор ни один украинский политический лидер высокого ранга не отдавал дань памяти Колковской республике, это всегда был праздник местного, так сказать, масштаба, хоть и заслуживает более высокого уровня. Кроме того, от Президента Украины многие ждали большего, чем просто почтение памяти. Поэтому его речь, произнесенная в местном драматическом театре, вызвала большой резонанс. Кто не смог попасть на собрание, слушали выступление по радио, телевидению, знакомились с ним в интернете. Не вызвали дискуссии слова Президента о том, что «такого рода подвиги, как Колковская республика, определяют нашу нацию, показывают, насколько она жила мечтой о суверенном государстве... Нация, имеющая собственную историю, может претендовать на собственное будущее». А также и другие: «Нам пора понять: мы — украинцы, мы — едины. История не может разделять тех людей, которые боролись за независимость этой страны». Однако насколько реализуются в Украине эти постулаты? Вот характерные впечатления волынян.

Владимир БАНАДА, глава Волынской краевой организации Народного руха Украины (с 1999 года), советник главы областного совета:

— В этот день в Луцке были запланированы собственные торжества по случаю Дня УПА, во Дворце культуры должна была состояться торжественная академия. Об этом были соответствующие объявления. Я от имени областного совета должен был вручить четырем победителям, четырем участникам национально-освободительного движения, которых так мало осталось, цветы, грамоты, ценные призы. Однако академию перенесли с 15-ти часов на 17. Выступая утром на открытии фестиваля «Сурми звитяги», я еще сообщил ветеранам УПА об изменении времени академии. Но в Луцк приехал Президент, и торжественную академию... отменили. Где эти награды теперь? Хранятся у меня в сейфе, и поверьте, что мне перед ветеранами очень стыдно за срыв торжественного мероприятия. Приезд чиновников любого ранга не должен препятствовать запланированному достойному чествованию борцов за независимую Украину (по поводу отмены академии протест выразили и волынские «свободовцы». — Авт.). Многие, и я в том числе, надеялись, что находясь там, где «родилась армия УПА», наш Президент, наконец, объявит об официальном признании воинов УПА. Если Верховная Рада до сих пор против этого, то Конституция позволяет Президенту принимать свои меры. Хватит говорить красивые и правильные слова. Но возможно, на Президента кто-то влияет? Потому что в Год Бандеры он подписал указы о присвоении звания Героя Украины главнокомандующему УПА Роману Шухевичу и его сыну Юрию. А когда этого дождется Степан Бандера? Но нас до сих пор учат, как жить, любить Украину. Поэтому мне, скажу откровенно, и не хотелось идти в театр слушать Президента.

Григорий ГУРТОВЫЙ, директор Торчинского народного музея, заслуженный работник культуры Украины:

— Я был в театре и слушал Президента. Выступление произвело огромное впечатление. Я просто почувствовал, что это мудрый человек, он без всякой бумажки сделал глубокий анализ того, что происходит в нашем государстве: того беспорядка, споров между ветвями власти, источника кризиса... Душой воспринял его слова о необходимости примирения в обществе. Мой отец воевал на фронте, был тяжело ранен, вернулся глубоким инвалидом. Я же, когда после войны приехал на Волынь, встречался с «хлопцами из леса», и они меня, как видите, не убили. Они воевали на своей территории, за свое государство, и это нужно признать. Я пережил два Голодомора — в 1933-м и 1947-м, войну, концлагерь. Меня снимали с работы, угрожали судом, потому что якобы немецкий концлагерь — это мой большой грех перед народом. Поэтому примирение нам необходимо не меньше, чем государственность. Однако мог ли Виктор Ющенко уже провозгласить Степана Бандеру Героем Украины? Общество еще довольно-таки по-разному оценивает этот вопрос, а он как глава государства прислушивается ко всем голосам. Вот и Колковской республике воздают честь на таком высоком уровне. Почему не раньше? Наверное, Президент просто не располагал соответствующей информацией. И у нас, историков, ее долго не было.

Наталия МАЛИМОН, «День», Волынская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ